logo


tel.gif
Адаптация к 1 классу
Автор:  Элина Киян

Казалось, ещё буквально вчера ребенок с радостью бежал в школу, с увлеченьем рассказывал о том, что произошло с ним за день, быстро садился за уроки и с увлечением рассказывал о своих новых друзьях. Но вдруг, все внезапно изменилось, кроха отказывается ходить на занятия, а домашние задания выполняет только под бдительным надзором родителей. Почему так произошло? Причин может быть масса.

Во-первых, это стресс. Ещё вчера малыш ходил в садик, или сидел дома с мамой, или няней, а сегодня, он уже сидит за партой, в совершенно новом для него месте, в компании пока неизвестных ему ребят. Ребенку нужно время, чтобы адаптироваться, приспособиться к новым условиям и темпу жизни. Очень важно, чтобы родители понимали, что от их поведения, в этой ситуации, во многом зависит дальнейшая успеваемость их ребенка, а стремление учиться, которые закладываются именно в начальной школе.

Многие родители, предъявляют очень завышенные требования к своим малышам, поэтому в школу дети идут не просто подготовленные, а даже переподготовленные. Они знают «назубок» программу всего первого класса, поэтому на уроках им просто-напросто скучно. Они изначально привыкают к тому, что напрягаться в школе не нужно, что они прекрасно все знают, у них не закладывается нужный темп. В какой-то момент оказывается, что старых знаний им уже недостаточно, а учиться, и получать новые они не привыкли. Родители заставляют учиться - ребенок сопротивляется. Поэтому, при подготовке ребенка к школе очень важно не переусердствовать. Очень важно развивать в крохе такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, восприятие, благодаря которым учебы ребенку будет даваться гораздо легче. Поддерживайте в малыше стремление учиться, не перегружайте и не заставляйте его часами сидеть над учебниками.

Во-вторых, не забывайте про сильнейший психологический и эмоциональный стресс, который испытывает первоклассник. Новая обстановка, новые люди, новые требования – даже взрослому тяжело приспособиться в таких обстоятельствах, что уж говорить о семилетних малышах. А если ещё и родители начнут предъявлять повышенные требования: ты должен, ты обязан! Именно это чаще всего слышит маленький школьник. Кроме того, многие родители, помимо школы, записывают ребенка во всевозможные секции и кружки, чтобы заполнить его досуг. В такой ситуации, малыш просто физически может быть не в состоянии справиться со всем, что на него навалилось. Пересмотрите его расписание, возможно, на первое время ему будет достаточно школы и какой-нибудь одной секции, например, спортивной. Не забывайте, что кроме учебы в школе и дополнительных занятий, школьнику, как и любому другому человеку, необходимо иметь хотя бы немного свободного личного времени, чтобы заняться любимым делом, или просто побездельничать. Это просто необходимо, чтобы привести в порядок свои мысли и побыть наедине с самим собой.

Что же касается уроков, то здесь тоже нужно терпение и такт. Будет лучше, если первое время, родители будут не просто проверять домашнее задание ребенка, но и делать его вместе с ним. Конечно, не стоит делать уроки вместо ребенка, если у него что-то не получается, плавно подводите его в верному решению, а не выдавайте ответ сразу «на гора». Начинать следует с более сложных заданий, пока ребенок ещё не устал, и его внимание целиком приковано к тому, что он делает. В конце, обязательно похвалите малыша, скажите, что он занимался гораздо лучше, и вы видите положительные сдвиги. Со временем, когда ребенок поймет, что от него требуется, присутствие родителей будет совсем не обязательным.

Педагог- психолог ЦПМСС «Лабиринт» Кузьмина И.А.

Адаптация к школе-перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организационному школьному обучению «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации.

Основными особенностями систематического школьного обучения является следующие.

Во-первых, с поступлением в школу ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.

Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательно выполнения ряда для всех одинаковых правил которым подчинению всем все поведения ученика во времени его пребывание в школе.

Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления произвольной регуляции поведения, навыков общения.

Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
  • Показатель интеллектуального развития – уровень развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.
  • Показатель эмоционального развития отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.
  • Показатель сформированности комуникационных навыков
  • Уровень школьной зрелости ребенка

Результаты исследования Г.М Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных показателей, в описании каждого уровня адаптации нами будут выделены возрасно-психологические особенности 6-7 летних учеников.

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительно отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследований [32, 43, 51] 6 лет первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и другое) несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.

2. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении задач, поручений, указаний взрослого, но при его контроле бывает сосредоточен.

Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является неблагоприятный резус адаптационного процесса, причины, приводящие к так называемой дезадаптации.

Дезадаптация и дезадаптационные стили

Согласно определению, сформированному В.В.Коганом «школьная дезадаптация - психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрачивает учебную и внеучебную активность ученика.

С этим понятием связывают отклонение в школьной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психологически здоровых детей или у детей с разными нервно-психологическими расстройствами, но не распространяется на детей которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройства, физическими дефектами.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенок школе к форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Изучая поведение 6 и 7 детей, одноклассников, Т.В. Дорожевец обнаружила 3 дезадаптационных: стиля; аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.
Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.
Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о не способности его к принятию ново социальной ситуации развития.

Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречается термин «школьная фобия», школьные неврозы, дидакточенный невроз. Как правила школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д.

Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которой проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
  • режимные трудности (они заключаются в относительно низком произвольности регуляции поведения, организованности);
  • коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт в общении со сверстниками, проявляется в сложности к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • проблемы взаимоотношений с учителем - проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организовательному школьному обучению.

Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сфомированности комуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
 

Сейчас 74 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5