logo


tel.gif
Работа с семьей: инновационные тенденции в воспитании и обучении
Педагоги  придумывают все  новые и новые формы  вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей-собрания, консультации, информационные стенды, родительские  группы, но откликается на них  только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей  степени -потому  что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка  заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают « кусочки « готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик  оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого  лишь то, что созвучно  их собственным мыслям, потребностям.
На наш взгляд, следовало бы начинать  не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения  души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок, Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке – о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны  личности проявил малыш, какие достижения и трудности  принес ему  день – воспитатель формирует у родителей понимание  того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.
Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим  ожиданиям?  Пожалуй, многое. Желание и умение  наблюдать  личную жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть  и ценить свои воспитательские  действия. Умение  выделить  существенное  и позитивное в характере  ребенка, понимать причины того или иного поступка, поведения в целом. Умение и готовность записать  свои наблюдения. Нужно многое, но не невозможное.
Итак, чтобы наладить  отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует  пересмотреть  основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального  контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть – РЕБЕНОК , а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают  нечто очень  нужное для ребенка в отсутствие родителей. Информация о детях – очень важный и пока  еще мало обеспеченный пласт  культуры взаимодействия детского сада и родителей. Как правило  информация  о детях  суммируется в виде: детских работ, данных диагностических методик, кратких, скорее профессионально направленных ,чем ситуативных ( жизненных ) наблюдений. Каждый вид  информации  совершенно оправдан и хорош сам по себе. Детские работы – яркие свидетельства ежедневной обучающей деятельности воспитателя, а также продвижения ребенка в образовательных областях: рисовании, лепке, аппликации или других творческих видах деятельности. Они хороши своей динамичностью, эмоциональностью  и частой сменяемостью. В то же время детские работы, как информация, содержат и некую опасность – в случае, если у ребенка нет склонности к рисованию, если его технические умения  отличаются от умений других детей, а родители  настроены на то, что ребенок должен быть «как все « или  « лучше, чем все «такая информация может вызвать  не только положительные эмоции и конструктивные мысли. Диагностические  данные – одна из самых спорных  составляющих  информации о детях. Большинство данных , полученных в ходе диагностики, представляют скорее  профессиональный  интерес- служат для педагогов  отправной точкой для  осмысления ситуации и перспектив в развитии ребенка,  для анализа правильности выбранных педагогических целей, задач и методических приемов. Многие  педагоги  считают некорректным открывать результаты  диагностики родителям. Не отказываясь  от этих видов сбора информации о ребенке,: остановимся на других  :  Чем отличаются наблюдения  за детьми, от достижений? В течение всего дня  с ребенком происходят какие-то жизненные  коллизии- он вступает во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, играет уединенно и самостоятельно, пребывает в задумчивости или в активности, творческом возбуждении или расслабленном  состоянии. Все это время содержит  множество  конкретных фактов, которые могли бы  характеризовать  особенности личности ребенка, свидетельствовали об уникальности  его жизнетворчества. Это факты,  не ограничивающие  проявлений ребенка и не ограниченные рамками заданной  взрослыми темы рисования или беседы. В них ребенок может проявиться  широко и ярко, и не только с позиции достижений. Некоторые проявления  свидетельствуют о проблемах, настораживают взрослых, заставляют задуматься. Наблюдения  не селекционируют  записи   на условно хорошие и плохие. Они как « хроники  временных лет  просто свидетельствуют мгновения жизни ребенка в детском саду, скрытые от глаз родителей. В свою очередь достижения- это выборка из фактов , полученных в ходе наблюдения, это безусловные успехи ребенка в той или иной сфере деятельности, Выборка достижений из потока наблюдений может помочь увидеть тех детей, которые, что называется, «не вписываются « в программу, в условную норму возраста, и, следовательно , успокоить родителей, встревоженных фактом « рисует хуже , чем другие».  Достижения позволяют показать интересы и склонности ребенка, его компетентность, проявляющиеся  в другой сфере.  Для демонстрации достижения детей можно использовать самые разнообразные формы ( лучики солнца, фигурки  цыплят, лепестки цветов и пр. ), к которым  крепятся  стикеры (бумага с липким краем ) с записями достижений. Важно, чтобы записи были сделаны печатными буквами, помечены датами. Стикеры могут быть расположены на шкафчиках детей.
Портфолио. Как способ  сбора и хранения информации  портфолио получил распространение  только в последние годы, и выработанных  единых подходов к его созданию пока нет. Структура портфолио может быть разнообразной. Опыт педагогов показывает, что интерес членов семьи к портфолио значительно меняется по мере их «вхождения « в эту культуру.
Консультации-шпаргалки для родителей.
 Это  очень легкий и необременительный вид помощи родителям, Шпаргалка - это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему. Чтобы использовать шпаргалки для работы с родителями, целесообразно выбирать отдельные темы из предложенных, копировать и вывешивать их в родительском уголке по одной. Если особенности семьи требуют от  вас деликатного подхода к подаче информации, предложите родителям все тексты "в сборе" возможно, они самостоятельно найдут те шпаргалки, которые станут для них опорой.
Если ребенок кусается.
Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной "кусачести" может быть  прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку  не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Иногда ребенку не хватает слов, и,  пытаясь  завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит  как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.  
Как предотвратить проблему.    
Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: "Дай". Это значит, она хочет поиграть  с этой игрушкой. Катя скажет: "Нет, нет." Это  значит, что Катя не хочет  кушать.  Если  вы  видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться -подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно  безопасных предметов для режущихся зубов.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.             

Дети ясельного возраста еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание зачастую мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке: «Это же больно!» Ваше лицо  должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте  лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много  внимания. Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина кусачести. Попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите:"Нельзя! Больно будет !"Если ребенок готов кусаться  от отчаяния -у него отняли игрушку, остановите его и помогите озвучить "нужду" «Скажи ему: "Дай". Если ребенок кусается в какое-то  определенное время- подумайте, что можно изменить в режиме.  
Дела домашние, или обучение в естественных условиях.    
Влияние родителей на обучение своих детей не исчерпывается оказанием материальной  поддержки или посещением группы. Основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития , используя естественные ситуации. Например: когда ребенок в ванной комнате,  отправляетесь в магазин, идете в гости, готовитесь к приему гостей, вместе накрываете на стол , играем на кухне и т д.   
Специальные памятки, объявления.
Кроме того, можно подготовить  специальные памятки, которые  вывешиваются на видном месте в группе, в уголках и в приемной. Дорогие мамы и папы. Мы  так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло опять кончилось,  от туалетной бумаги скоро останутся одни воспоминания. Выручайте срочно!
 
Развод и новый брак.

Хотя развод родителей стал в наши дни распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребенка от этого не стало менее тяжелым. Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребенка- духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью и т.п.
Как предотвратить проблему.
При помощи книг, картинок познакомьте ребенка с разными типами семей. Ребенок  должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама и папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях с приемными родителями. а доступных примерах, с помощью картинок дайте понять, что такое изменения в природе и в жизни. Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции – вволю рисовать , лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку. Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если педагоги хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо  установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны  находить способы  документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей об их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.  

Как справиться с проблемой, если она уже есть.
Дайте ребенку ясно понять, что развод произошел не по его вине, что он не мог сделать или не сделать такого, что бы остановило родителей. Помогите ребенку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться.» Не старайтесь  объяснять малышу, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли. Не следует из-за того, что ребенок переживает боль, все прощать ему, "носиться" с ним. Ему будет легче  если он будет поставлен в устойчивые и четко обозначенные границы. Поддерживайте все правильные проявления его поведения. Учтите, что ребенку, чья мама  и папа  вступают в новый брак, нужно,  чтобы его уверили в том, что  из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестер никто не будет  любить его меньше. Просто в его жизнь войдут другие люди, которые тоже будут  любить его и заботиться о нем, а может быть, на свет появятся маленькие братики и сестрички, с которыми он  сможет играть.       
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если педагоги хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо  установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны  находить способы  документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей об их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.  
                           
Педагог- психолог ЦПМСС «Лабиринт» Айвазова Н.Р. 
Обновлено 11.03.2012 12:33
 

Сейчас 75 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5