logo


tel.gif
Трудные подростки
                                                                                  Там куда входит Любовь, неприятности кончаются
В.Сатир
Дети – зеркало наших ошибок 

Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную  музыку, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем,  они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта. Они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое  главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.

Многие семьи знают, что это такое. Редакторы газет размещают статьи на тему подростковых культурных течений, родители наговаривают сотни часов бесполезных и нравоучительных речей, спортивные кружки напрасно стараются привлечь их к культуре здоровья.
Трудные подростки не собираются прислушиваться к ним. У них на всё есть своё мнение, и для них совершенно неважно, что они не могут подтвердить и доказать его никакими аргументами. Они признают только свои желания; если они и раскаиваются – то только затем, чтобы получить от вас деньги, а затем обмануть ваши ожидания. Иногда вы, возможно задумываетесь – кто же кем управляет: родители – ими, или же они родителями; по результату последний довод кажется пугающе верным. Второе. Почему они становятся «трудными»? Как из вчера ещё милых, таких смешных и забавных детей возникают эти ужасные трудные подростки?
Трудный подросток – это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом,  допустили множество стратегических и тактических ошибок в его  воспитании.

Подростки становятся «трудными», когда:                                         
  1. Требования родителей не соответствуют их возрасту:
    а) Родители слишком многое позволяют и  слишком мало  требуют.
    б) Родители слишком мало позволяют, но слишком много требуют.
  2. Отношение родителей к детям неадекватно их возрасту:
    а) Родители считают ребёнка младше, чем он есть на самом деле, и общаются с ним как с маленьким (излишне опекают и контролируют его).
    б) Родители рассматривают ребёнка как взрослого и общаются с ним с детства как со взрослым человеком, уже имеющим жизненный опыт.(Это позволяет ребенку думать ,что он равен взрослым и может им указывать)
  3. Родители часто заявляют ребёнку, что всё, что он из себя представляет, и что имеет – принадлежит на самом деле им, родителям; психологически как бы лишая тем самым ребенка право на собственную жизнь, личность, чувства и достижения.
  4. Родители занимаются «обеспечением» материальных потребностей ребенка, не устанавливая с ним душевный контакт и теплые, дружеские отношения, наполненные взаимным интересом.
  5. Родители стремятся вырастить из ребёнка «идеального себя», чтобы он стал таким, какими «они сами хотели, но не смогли стать»; подменяют любовь к реальному ребёнку любовью к его идеальному «образу» в их сознании. Для ребёнка нет ничего трагичнее такой подмены.(у ребенка возникает протест: я не вы! Я хочу жить своей жизнью!)
Подростки становятся трудными, чтобы:
  1. Получить недостающее им внимание родителей –  неважно, положительное или отрицательное. В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания (Пусть кричат , но сейчас они со мной).
    В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам внимания, по типу инфантилизма , то возникает так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.
  2. Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей  личностью; самоутвердиться и уважать себя.
И во всех случаях, вольно или невольно, по доброй воле или по неведению, причинами нынешних трудностей выступают родители.
Отсутствие желания родителей взять на себя ответственность и научиться правильному воспитанию и общению, никогда не приводит ни к каким изменениям. И любая работа с трудным подростком, мыслящим и ведущим себя не приведёт к надёжному результату – потому что после посещения психолога, бесед  учителя и социального  педагога  он возвращается домой, где родители продолжают мыслить и общаться с ним неправильно. Это подобно тому, как невозможно вылечить от туберкулёза человека,  каждый вечер возвращающегося из больницы ночевать в туберкулёзный барак.
Пока существует причина – существует следствие.
Родители являются причиной происходящего с трудным подростком в 99,9 % случаев, как не трудно или болезненно им бывает иногда это признать.
Но до сих пор голоса педагогов, психологов – любых школ, любых направлений – пока являются гласом вопиющего в пустыне. Заверения компетентных специалистов любой величины: «Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – не автономны, их девиантное поведение – всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно» Работать над собой – всегда трудно. И родители трудных подростков это понимают, чаще они хотят не меняя себя, не исправляя ошибок воспитания и общения, чтобы их ребёнок сделал всё сам. Наивная и эгоистичная надежда, вызванная всеобщим психологическим бескультурьем.
Напротив, если родители понимают, что в перевоспитании проблемного чада должна быть и их обязательная часть работы, и активно в неё включаются – результат не заставляет себя ждать.
Да, меняться трудно, и ребёнку, и родителям проблематично, но меняться необходимо. Совместные усилия при активном содействии педагогов психологов приводят к быстрому изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи.
Чаще хвалите и поощряйте своего ребенка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу. Любите и уважайте его и  тогда  неприятности закончатся.  
                                                                                 
Пуртова Л.В - социальный педагог  ЦПМСС «Лабиринт»
Обновлено 11.03.2012 12:39
 

Сейчас 55 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5