logo


tel.gif
Консультирование кризисных состояний

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния.
Кризис - поворотный момент, период опасного или неопределенного состояния, то есть кризис как нечто, хотя и опасное, но содержащее в себе возможность развития.
Причины кризиса.
Внешний фактор - различные жизненные события и ситуации.
Внутренний фактор - причины кризиса носят внутрипсихический характер. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в его жизни.
Сущность кризиса.
Накопленная неудовлетворенность является причиной возникшего кризиса. Иногда любое даже незначительное и далекое от "кризисной зоны" событие может стать "последней каплей" и развернуть пружину кризисного состояния. Поэтому консультант должен:
1. Избегать преждевременных оценок причины кризиса;
2. Отличать истинную причину от провоцирующего фактора.
Кризис наступает тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы.
Острый кризис ограничен во времени. Он, так или иначе, приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается более шести недель. Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычных образа действия, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.
Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая будучи сфокусирована и направлена, может помочь благополучному выходу из него; в противном случае хаотичная буря эмоций носит разрушительный характер. Поэтому работа с клиентом в кризисном состоянии должна быть сосредоточена на том, чтобы "вентилировать" чувства клиента, касаясь событий его жизни.
"Вентиляция" чувств - это не обязательно разговор только о чувствах. Если клиент рассказывает о волнующих его событиях, поступках, фактах, давая выход своим эмоциям, это наиболее естественный и эффективный способ снизить негативное напряжение.
Стадии кризиса.

Нормальное состояние.

  • Используются привычные способы решения проблем и поведения.
  • Задействуются знакомые ресурсы.
  • Сохраняется гибкость в подходе к проблеме.
  • Напряжение и релаксация сбалансированны.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для решения проблемы, наступает следующая стадия.

Предкризисное состояние.

  • Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стеснение, оцепенение мысли, скованность, заторможенность, ощущение фрустрации, страха.
  • Ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами.
  • Уменьшение гибкости.
На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если эта встреча произошла, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия.
Сам кризис или острый кризис.
  • Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, разлада.
  • Эмоциональная и умственная дезорганизация.
  • Возможна депрессия, суицидальное, криминальное поведение - в зависимости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного.
  • Ощущение исчерпанности ресурсов.
  • Дезинтеграция, крушение - крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни.
  • Страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.
Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисного консультирования.

 

Возникновение новой формы.

  • Ощущается некоторая беспомощность из-за сомнений и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение.
  • Намечается цель.
  • Осознаются новые возможности.
  • Происходит освоение новых моделей решения проблем.

На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения.

Стадия комфорта.

  • Ситуация прояснилась, наметились пути выхода.
  • Интегрированы новые модели решения проблем.
  • Появляется чувство уверенности.
  • Возвращается хорошее самочувствие.
  • Происходит укрепление самооценки.
Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания-периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость перемен. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.
Этапы кризисного консультирования:
  1. Установление контакта.
  2. Сбор информации.
    Первый принцип кризисного консультирования: в состоянии кризиса не следует решать давние проблемы, бередить старые раны, та как в этот момент у клиента нет сил справиться с этим.
  3. Формулирование проблемы.
  4. Исследование возможностей.
    Второй принцип - следует оставаться в рамках прояснения текущих событий.
    Пока человек находится в ситуации острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего "тоннельное мышление", сопровождающее кризисное состояние, непозволяющее видеть выход из создавшегося положения.
  5. Поиск альтернатив.
    Третий принцип кризисного консультирования: консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков.
  6. Контракт.
  7. Заключительный этап.
Принципы ведения беседы:
При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения. Поэтому консультант, при всей мотивированности беседы, должен внутренне быть несколько дистанцирован от клиента, но при этом выражать теплоту и поддержку.
Необходимо сохранять внешнее спокойствие.
Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, продиктованных желанием успокоить клиента.
Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам.
 

Сейчас 48 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5