logo


tel.gif
Игротерапия как метод коррекции невроза у детей дошкольного возраста

Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать - им требуется уметь играть.
Ф.Роджерс

Сегодня проблема сохранения психического здоровья детей включает благополучие в эмоциональной и познавательных сферах, развитие характера и формирование личности и является центральной для психологической практики.
По мнению В.Н. Мясищева, "невроз - это болезнь личности, в которой существует единство психологических и биологических факторов". Само же невротическое расстройство возникает под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств;
Для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться возникающих в процессе деятельности и творчества отрицательных эмоций.
Разбалансированность чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка и нарушению его социальных контактов, что может привести к неврозу и социальной дезадаптации.
Мы живем в эпоху противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для разнообразного совместного времяпрепровождения, и в то же время они проводят все меньше времени имеете, а находясь вместе, не беседуют друг с другом, а "совместно" смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Изменилась и сама атмосфера в семьях. Из-за большого количества разводов увеличилось число неполных семей и семей с "новым" родителем. Интенсивность жизни самих родителей, нацеленных на зарабатывание денег и обеспечение материального достатка детям и семье, сводит к минимуму семейные традиции: совместные занятия, игры, прогулки, что вызывает у детей чувство нестабильности, часто переходящее в невроз. Увеличилось число родителей, имеющих личностные трудности, вредные привычки и зависимости.
Все эти факторы, а также неправильный подход к воспитанию детей в семье ведет к возникновению невроза.

А.И. Захаров выделяет семь черт неправильного воспитания:

  1. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям (т.е. число требований, предписаний, обязательств и условностей, которые трудновыполнимы на практике, превышает возможности усвоения детьми).
  2. Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей (оба вида неприятия выражаются раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами физического наказания, отсутствием нежности и ласки).
  3. Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны обоих или одного из родителей (это может быть недостаток материнской заботы, вызванный ранним выходом матери на работу, передача ребенка в детский сад, няне, а также неуверенность матери в прочности брачного союза, незрелость материнского чувства. В последующем - избыточная забота матери - гиперопека, - которая устраняет у матери чувство вины за неприятие ребенка в первые три года его жизни).
  4. Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи (проявляется в контрастном сочетании строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающего - разрешающего отношения у другого).
  5. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности (непоследовательность матери может быть проявлением истерических черт характера, отца - от мягкого или неуступчивого характера).
  6. Неустойчивость в обращении с детьми (повышенный тон, крик, общая эмоциональная нервозность).
  7. Тревожность в воспитании - постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений, и предохранений (в семьях с конфликтными отношениями матери более тревожны по отношению к детям).
Таким образом, ребенок попадает в замкнутый, ограничивающий его круг. Он начинает воспринимать себя как неполноценного нелюбимого, неадекватного, боится последствий своего поведения: Его критикуют и наказывают, усиливая ощущение опасности окружающего мира, а иногда и просто пугая его. И награждение, и наказание ощущаются им как угроза, потому что воспринимаются как попытки изменить его. Невротичный ребенок часто так боится падать в новые ситуации, что продолжает действовать в рамках безопасных и стабильных паттернов поведения. Сколь парадоксальным бы это ни показалось, единственный способ наладить с ним контакт и обеспечить ему основу для более полного развития: потенциала и способностей - это установить с ним значимые отношения, в которых он будет принят таким, каков он есть, а его самооценка поддерживается на привычном для него уровне. Этого можно достичь, используя в работе метод игротерапии. Как правило, отношения с невротичным ребенком строятся по принципу "стимул - реакция". Психолог реагирует на слова и чувства ребенка, слушая, принимая, понимая, проясняя или интерпретируя. Ребенок, в свою очередь, снова реагирует очередным проявлением страха, злости, депрессии, тревожности или вины. Тем самым инициируется последовательность интеракций, которая имеет смысл только в рамках терапевтических отношений и ведет к разрешению эмоциональных затруднений, выявлению внутренних противоречий, изменению в чувствах и установках в сторону более позитивного восприятия себя, окружающих и жизни в целом.
По результатам исследования, пик развития неврозов приходится на 3 - 4 года, и к 8 - 9 годам у мальчиков и 9 - 10 у девочек, и и большинстве случаев именно игра выступает в качестве ведущего метода реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия на ребенка.
В чем особая сила игры? Игра - эмоциональный язык ребенка, гот мир, где его воображение может выражаться без ограничений и стеснений. Через игру ребенок развивает и поддерживает мир своей фантазии, учится комфортно переходить от своей внутренней жизни к окружающей действительности. А поскольку игра занимает особое положение между внутренним и внешним мирами, она обладает многими развивающими свойствами. Функции игры позволяют ребенку думать о своих действиях, переживать то, что делают
и думают другие. Эти переживания важны для ребенка тем, что помогают ему двигаться от своего "я" к тому, чтобы чувствовать, что чувствуют другие, таким образом развивают у него способность к переживанию. Игра представляет собой источник удовольствия на фоне повседневных трудностей и обид.
Невротичный ребенок нередко воспринимает отношение психолога как отличное от тех, что обычно устанавливаются у него с окружающими. Ребенок меняется. Он высказывает те установки, которые в прошлом казались ему слишком устрашающими, чтобы о них можно было кому-нибудь рассказать и раскрывается полностью без чувства вины и стыда. Он проецирует свои чувства и мысли во вне посредством таких материалов, как глина, песок, краски, вода; он использует эти материалы символически, наделяя их личностным значением. В процессе игры ребенок учится принимать самостоятельные решения, действовать спонтанно и уверенно. Его терапевтический опыт включает в себя постоянные попытки глубже понять самого себя и получить более реалистичное представление о своей жизни.
Благодаря игротерапии, невротичный ребенок выражает те убеждения, которые делают его неповторимым, отличают от всех прочих. Он перестает сомневаться в себе, не боится наказаний, критики. Ребенок находит самого себя через процесс самовыражения и значимые межличностные отношения, он становится позитивно мыслящей, самостоятельной индивидуальностью.
Обновлено 08.07.2009 12:15
 

Сейчас 59 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5