logo


tel.gif
Школьные проблемы тревожных детей

Среди наиболее частых и типичных проблем - тревожное поведение детей. Учитель, ученики и их родители обращают внимание, в частности, на беспокойство, которое возникает у детей во время проверки знаний. Многие ученики жалуются, что боятся ответов у доски, контрольных работ и тем более экзаменов, причем их выполнение не только полученная в результате оценка, не то впечатление, которое они производят на учителя и одноклассников. Любой опыт имеет тенденцию обобщаться, и бывает достаточно одного неудачного ответа, чтобы потерять интерес к изучаемому предмету и приобрести стойкую боязнь публичного выступления.
Школьному психологу хорошо знакомы те ухищрения, на которые готовы пойти дети лишь бы избежать выхода к доске или написания диктанта.
Тревога мешает ученикам показать себя в истинном свете и создает у проверяющих неверное представление об их знаниях и способностях.
A.M. Прихожан подчеркивает, что именно тревожность лежит в основе многих психических нарушений детей, а так. же обращает внимание на то, что тревога оказывает дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего, среднего школьного возраста, но может носить и мобилизующий характер в старшем подростковом возрасте. Нередки случаи, когда уверенные в себе и успешные подростки оказывались не в состоянии ответить на достаточно простые вопросы, в то время как их значительно менее увереннее в себе одноклассники демонстрировали неожиданно высокие результаты.
В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности". Чувство тревоги может возникнуть в конкретных ситуациях ("частная тревожность"), но может являться некоторым фоном жизни ("общая тревожность").
Наиболее острые реакции детей на травмирующие обстоятельства: попадание В больницу; развод родителей; смерть кого-то из близких; хронические психотравмирующие ситуации.
Исследователи отмечают, что менее заметно влияние на развитие детской личности в повседневных событиях, так называемого "стресса обыденной жизни". Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чище взрослых, так как то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу, страх. Постоянная тревога скорее негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка, но может оказать и мобилизующее действие, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям.
Ежедневное преодоление трудностей позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой стороны - травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнению и конфликтам. Наряду с явными и понятными причинами тревоги существует и скрытые, не очевидные для родителей и учителей. С ними чаще всего приходится иметь дело школьному психологу:
тревожность как фон жизни присущий ребенку - астенику, который воспринимает жизнь пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком и родителями, видно, как они похожи;
возрастная тревожность чаще всего наблюдается у детей в классе шестилеток. Новая незнакомая обстановка путает ребёнка, он чувствует себя неуверенно, не знает чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потерял карандаш, "стёрку" или родители пришли за ним чуть позже обычного). Ребенок становится старше и менее эмоционально реагирует на ситуации. Чувствуя себя более компетентным, он будет меньше бояться перемен, быстро адаптироваться к ним;
ситуативная тревожность связана с какой-нибудь конкретной ситуацией, например, страх пред новыми людьми, страх публичного выступления, часто родители говорят о таких детях: "он стеснительный", "никогда не остается один, боится обращаться ко взрослым с каким-либо вопросом".
Школьная тревожность является ситуативной тревожностью, ребенка волнует все, что связано со школой (контрольная работа, получить дойку, отвечать у доски, бояться ошибиться, бояться опоздать). Подобная тревожность проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают, например, с братом, сестрой, соседом по дому или одноклассником.
Наиболее сложными для работы в школе являются дети с соматическими проявлениями, т.к. эта проблема выходит за психологические рамки. Тики, энурезы, заикания, таким детям необходимы консультации невропатолога, а иногда и психиатра.
Расторможенные дети - это очень активные, эмоциональные, возбудимые дети, с глубоко спрятанными страхами. По-началу они стараются хорошо учиться, но у них не получается, тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально изображать из себя "клоуна", т.к. очень боятся стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается впечатление, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Застенчивые дети - это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативу, не вступают в контакты со сверстниками, очень старательные и прилежные в учебе. Боятся о чем-либо спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Все ошибки стирают или замазывают.
Замкнутые дети. Мрачные, неприветливые. Не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не входить, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, часто они не проявляют заинтересованности. Такие дети постоянно ожидают от всех подвоха.
Основные причины страха - страх неизвестности, лежащей во всех формах проявления тревожности.
У детей младшего школьного возраста это проявляется в следующем: идеальный порядок (своеобразный способ успокоиться); болезнь (а вдруг, пока он болел, все изменилось, его не узнают, не примут); чужие страхи (заражается тревогой своих близких); мотивационная тревожность (слишком замотивирован на успешную учебу); социальная желательность (желание произвести на окружающих хорошее впечатление); переутомление (быстрая усталость; особенно от постоянного контроля); повышенная ответственность (испытывает ответственность за все происходящее, склонен винить себя).
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях:
I) по повышению самооценки ребенка;
II) по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
III) по отработке навыков владения собой в ситуации травмирующей ребенка.
Работа по трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.
За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их, характер взаимодействия с другими людьми. Тревожные родители, как правило воспитывают тревожных детей. Работа психолога с детьми должна идти параллельно с их родителями.

 

Сейчас 39 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5