logo


tel.gif
Нейропсихологические аспекты развития письма у детей младшего школьного возраста

Для развития письменной речи необходимы полноценно сформированные психологические предпосылки. Такие как:

  • сформированность произвольной устной речи;
  • сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений;
  • сформированность различных видов праксиса. (динамического, пространственного, конструктивного), включая оптико-моторную и слухо-моторную координации;
  • сформированность системы регуляции поведения, в том числе эмоционально-волевой регуляции;
  • достаточный уровень интеллекта, позволяющий переходить of конкретных, предметных способов действия к абстрактным;
  • достаточный уровень личностного, развития ребенка, позволяющий формировать познавательные и учебные мотивы.

Выделяют три уровня письменной речи:

  1. психологический;
  2. сенсомоторный;
  3. лингвистический.

Психологический уровень включает: возникновение намерения (зачем писать?); создание замысла (о чем писать?); воплощение замысла в предметном содержании (что писать?); организация, регуляция и контроль процесса письма.

Сенсомоторный включает:

1. Акустико-моторный подуровень, который обеспечивает:

а) общее техническое выполнение задачи письма (как писать?);
б) анализ звуков для распознавания фонем;
в) анализ последовательности фонем;
г) удержание информации в слухоречевой памяти.

2. Оптико-моторный подуровень, обеспечивающий процессы перешифровки с одного кода на другой:

а) перешифровка со звука (фонемы) на букву (графему);
б) перешифровка с буквы на моторную программу, соответствующую комплексу движений рук при наличии буквы.

Лингвистический обеспечивает реализацию письма языковыми средствами, в том числе перевод семантических кодов психологического уровня в коды лингвистического (в словах, словосочетаниях, предложениях).
Непосредственной психофизиологической основой письменной речи является совместная работа двух анализаторов: слухового и двигательного, кроме того в звуковом анализе участвуют кинетические механизмы речи. Поэтому правописание может нарушаться при нарущении функций практически любого участка коры доминантного (по речи) полушария мозга. Возникающие при этом афазии (нарушения речи) почти всегда сопровождаются аграфиями (нарушениями способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки).

Различаются две группы аграфии: речевая; неречевая.
Речевые: сенсорная аграфия; афферентная моторная аграфия; "афферентная моторная аграфия.
Сенсорная обусловлена нарушениями фонематического слуха и звуко-буквенного анализа. В письме проявляется в литеральных парафазиях (замена букв близких фонетически). Здесь первично нарушается сенсорный уровень письма, вторично - лингвистическим уровень. Сохранным остаются намерения, замыслы, мотивы ребенка.
При этом нарушаются все виды письма (прежде всего, на слух). Нарушается даже списывание. Оно приобретает характер произвольного процесса побуквенного списывания. Нередко дети просто копируют, срисовывают буквы как картинки. Сохранным остается идеографическое письмо. Оно представляет собой схематизированные рисунки (изображение глаза с капающей слезой - обозначает горе).
Афферентная моторная проявляется в нарушении способности различать звуки по их кинетическим основам, В этом причина ошибок при письме даже при сохранном акустическом и зрительном анализе.
Проявляется в следующих ошибках:
- Замена букв близких по месту их образования в артикуляционном аппарате: стол- слом, снол, слон, момент - бомет, мобел.
- Пропуски согласных при стечении: диктант - диктат, школа-кола,
- Пропуски гласных; собака - сбака, дома - дма.
- Пропуски слогов в середине слова: комната - кота, стакан - стан.
Нарушаются все виды письма, кроме списывания. Грубо нарушается самостоятельное письмо (изложение, сочинение), письмо со слуха. Нарушается сенсомоторный уровень письма из-за дефектов кинестетической основы письма.
Эфферентная моторная аграфия обусловлена первичной дисфункцией лобных отделов коры мозга. При этом формы вторичных нарушений письма могут быть совершенно разными. В основе лежит нарушение программирования звуко-буквенного анализа слова.
Проявляется в следующих ошибках:
- Перестановка букв в словах: окно - коно, стул - султ.
- Пропуски букв гласных и согласных при стечении: комната - кмата, комата.
- Сочетание пропусков с перестановками: кастрюля - кастюля, окно - ико, нок
- Неправильное написание безударных гласных.
- Слитное написание не с глаголами.
- Отдельное написание приставки глагола.
- Слитное написание предлога с существительным или местоимением.
- Написание мягкого знака перед шипящими в середине слова.
- Неправильное написание гласных после шипящих.
При легкой форме сохраняется умение записать отдельные слова (существительные), короткие фразы под диктовку, но составить предложение самостоятельно ребенок затрудняется. Также нарушается способность устанавливать последовательность языковых знаков (букв, слогов, слов). Ребенок затрудняется устанавливать нужный порядок букв, а записать всю фразу может лишь проговаривая слова по слогам. Хотя при списывании возникает много ошибок. Само списывание носит развернутый характер, побуквенное действие с проговариванием каждого копируемого знака.
Неречевые формы: оптическая аграфия; оптико-пространственная аграфия.
Оптическая аграфия проявляется в нарушении зрительного восприятия букв. Образ буквы (в норме) имеет конкретный обозначенный звук.
При нарушении: одни буквы заменяются другими близкими по оптическому образу и конструкции; вычленяются значимые компоненты букв, проявляется в не дописывании микрознаков "й" - - - - и; "о" -------д; распадается общий образ буквы и заменяется его конкретным образом, при этом трудность возникает при переходе от одного вида буквы к другой внутри одной графемы (р-------Р). Часто ребенок пишет одним шрифтом, переход к другому труден.
Оптико-пространственная аграфия обусловлена неполноценностью пространственных, представлений. Проявляется в трудности пространственного расположения разных элементов букв при их написании.
Проявляется в таких, ошибках:
- замены букв имеющих четкую пространственную ориентацию "и-п" "е-э" "б-д";
- зеркальное написание.
Данная тема раскрывает этиологию нарушений письменной речи и позволяет объяснить некоторые специфические ошибки правописания.
 

Сейчас 42 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5