logo


tel.gif
Психологические основы использования наглядного материала на коррекционных логопедических занятиях

Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики.
Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что: "...обучение детей строится на живом созерцании, на конкретном образе". На вопрос: "Что такое наглядное обучение?" Ушинский отвечал: "Это такое обучение, которое строится не на отвлеченных словах, а на конкретных образцах, непосредственно воспринятых ребенком. Дитя мыслит красками, формами, ощущениями". Наглядность в обучении Ушинский понимал не узко, связывая ее только лишь со зрительным восприятием, а с включением всех органов чувств. "Чем больше органов чувств принимают участие в восприятии предметов, тем больше впечатлений получает ребенок, тем прочнее они сохраняются в его сознании и потом легче вспоминаются".
Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит о вещах и их изменениях со своей непосредственной точки зрения, а при переходе к усвоению научной картины мира ему необходимо судить об этом с объективно общественной позиции, то есть с такой, с которой судят об этом другие люди, представляющие точку зрения общественно выработанных критериев.
Обучение в школе - это усвоение системы понятий о данной области действительности вместе со способами действий, посредством которых понятия и их система формируются у учащихся. Понятие - знание о существенных отношениях между отдельными сторонами предмета и явления. Следовательно, для формирования понятия необходимо, прежде всего, выделить эти стороны, а так как они не даны в непосредственном восприятии, то нужно осуществить совершенно определенные, однозначные, конкретные действия с предметами для того, чтобы свойства проявились. Только выделив свойства, можно определить, в каких отношениях они находятся, но для этого их надо ставить в разные отношения, то есть менять отношения.
Таким образом, процесс формирования понятий неотделим от формирования действий с предметами, открывающих их существенные свойства. Понятие есть множество определений, совокупность многих существенных отношений в предмете. Но ни одно из них не дано в непосредственном наблюдении, каждое из них надо открыть, а открыть его можно только путем действий с предметом.
Действия с предметами, посредством которых открываются их существенные свойства и устанавливаются отношения между ними, и есть способы работы нашего мышления. В начальном обучении особенно важно установление именно соотношений между отдельными сторонами предметов или явлений действительности.
Действия с предметами, их зрительное восприятие или по-другому материализовано-ориентировочные действия - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего коррекционного процесса. Только потом осуществляется переход во внутренний план - интериоризуется (2 этап) и, наконец, на 3-ем этапе происходит выход внутреннего плана.
Специалисты в области коррекционной педагогики стараются внедрять методики, предлагающие использовать наглядные модели. И логопедической практике используются знаки и модели при обучении грамоте. При этом звук обозначается кружочком, из звуков составляется линейная модель слова, то есть располагая знаки в пространстве особым образом, создается модель, которая отражает отношения между объектами или явлениями. Располагая линейно знаки, обозначающие звуки, трансформируется временной код устной речи и пространственный код. При формировании связной речи применяются наглядно-графические модели. Ребенку всегда легче воспроизвести текст цепной, чем дать описание предмета. На логопедических занятиях находят применение наглядные методы в виде использования натуральных предметов и их изображений (игрушки, картины, макеты, муляжи, аппликация, схемы, карточки). В букварный период при обучении чтению и письму используется разрезная азбука, таблички со словами и слогами. Очень эффективна методика занятий практической грамматикой. Обобщения, которые на них формируются, имеют высокий уровень отвлеченности, поэтому нужно тщательно продумывать способы подведения учащихся к осознанию грамматических значений, отношений, закономерностей посредством наглядно-действенных приемов и средств обучения. Процесс восприятия учащимися; картин, действий е предметами, моделей, схем сопряжен с восприятием своей речи. Это постепенно приводит к тому, что наглядно-образное мышление детей преобразуется в отвлеченно-словесное. Использование наглядных средств несет важную коррекционную, формирующую функцию в развитии устной и письменной речи и словесного отвлеченного мышления.
Одно из таких средств - образец. Учащиеся видят в нем пример выражения мысли, последовательности изложения событий, связи предложений, отличие одного вида задания от другого. Например, видя перед собой образец восстановленного деформированного текста, они производят определенные мыслительные операции, встречая трудности, преодолевают их самостоятельно, проявляя при этом активность.
В процессе логопедической работы над формированием структуры предложения учитываются этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах). При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Графические схемы с помощью значков и стрелок помогают символизировать предметы и отношения между ними. С целью развития представлений о глубинно-семантической структуре предложения необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке. При развитии лексико-грамматической стороны речи используются записи, рисунки, картинки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
Таким образом, используя наглядный материал на коррекционных -логопедических занятиях, педагог придерживается, наряду с другими, одного из основных дидактических принципов обучения -принципа наглядности, преследуя при этом цель коррекционно-образовательного процесса - адаптация ребенка в окружающем мире.

 

Сейчас 38 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5