logo


tel.gif
Apт-терапия как метод формирования ценностных ориентации подростков

На сегодняшний день одной из важных проблем воспитания остается проблема становления личности зрелой, самостоятельной, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. Ключевой детерминантом такой личности, по мнению многих ученых, была и остается система ценностных ориентации, ценностей, личностных смыслов, которая влияет на познание человеком окружающего мира, его эмоциональное отношение и способы поведения. С.Л. Рубинштейн говорил, что наличие ценности есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающему из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни. Ценностные ориентации, как элемент структуры личности, характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Формирование ценностной структуры происходит в процессе социализации в результате активной деятельности субъекта. На этот факт указывали многие советские ученые. Таким образом, система ценностных ориентации складывается в результате непрерывного активного взаимодействия индивида и общества.
Процесс разрушения ценностей является свидетельством разложения и распада личности, в то время как процесс формирования свидетельствует о ее росте и развитии.
Воспитание ценностей есть процесс длительный и творческий. Он может быть как неосознанным для индивида (в раннем детстве) так и осознаваемым (например, в подростковом возрасте). Как отмечает С.Л. Рубинштейн, для того, чтобы получить доступ к ценностям, необходимо, чтобы они стали осознаваемыми. Процесс понимания, знания своих собственных ценностей является первой ступенькой к их изменению или коррекции.
Постоянная переоценка ценностей в процессе жизни является закономерным результатом самой жизни, перестройки взаимоотношений человека с другими людьми и с миром. В результате этих изменений актуализируются те или иные ценности.
Наиболее гармоничной ценностно-ориентационной структурой является структура, в которой в число значимых попадает достаточное количество ценностей. Опасным считается зацикливание человека на каких-либо отдельных ценностях.
Для полноценного формирования личности ребенка важен не только сам процесс формирования социальных ценностей, но и умение их осознавать, анализировать, а также гибко перестраивать при необходимости.
Применительно к этому возникает вопрос о методах воспитания и развития, способствующих формированию гибкой и богатой ценностно-ориентационной структурой.
Наш выбор пал на арт-терапию как наиболее мягкий, творческий, недирективный метод, предоставляющий ребенку свободу самовыражения.
Характерной особенностью арт-терапии является выражение внутреннего Я ребенка через рисунок. Пионеры этого направления утверждают, что творческое самовыражение является потребностью души человека. Это способ выразить свои внутренние потребности, ценности, мотивы. Это также способ встречи со своей внутренней реальностью.
Нами была использована групповая тематически ориентированная форма арт-терапии, которая отвечала возрастным потребностям подростков, позволяла не только работать со своими ценностями, но и получать эмоциональную поддержку и обратную связь группы, и также функционировала их внимание на теме социальных ценностей.
Обучение начиналось с прояснения понятий потребностей и ценностей. Наиболее ценным процессом для нас оказалась работа с рисунками. Участники программы учились видеть в цветах и образах выражение потребностей и ценностей человека, выражать свои ценности и потребности с помощью различных цветовых и образных сочетаний. Поиск подходящего образа или совокупности образов часто заставлял детей искать конкретные проявления той или иной ценности в собственном поведении и поведении окружающих людей.
Итогом программы стало создание школьниками плакатов социальной рекламы, в которых нашли выражение их собственные ценности и потребности.
В результате программы, как показало диагностическое исследование, произошли изменения в структуре ценностных ориентации (см. таблицу 1).

Таблица 1

 
Начало проекта
Конец проекта
Начало проекта
Конец проекта
Нормативные идеалы
Индивидуальные приоритеты
Знач.
Не знач.
Знач.
Не знач
Знач.
Не знач.
Знач.
Не знач
Конформн.
20%
20%
 
20%
 
20%
 
60%
Традиции  
80%
20%
80%
 
70%
 
100%
Доброта
60%
 
20%
20%
50%
     
Универсализм      
20%
20%
10%
20%
 
Самостоятельность
50%
10%
20%
 
60%
 
40%
 
Стимуляция
10%
10%
40%
 
70%
 
80%
 
Гедонизм
20%
10%
100%
 
30%
 
80%
 
Достижения
60%
 
60%
10%
40%
10%
 
10%
Власть  
50%
10%
   
60%
10%
40%
Безопасность
50%
 
60%
   
10%
10%
10%

Произошедшие изменения относятся не столько к выделению каких-либо отдельных ценностей, сколько в изменении структуры ценностных ориентации. В результате программы большее количество ценностей стало для подростков значимыми. Можно предположить, что ценностно-ориентационная структура стала гибче.
Таким образом, арт-терапия как метод может быть использована для формирования ценностных ориентации подростков. Однако, мы не можем однозначно утверждать, что именно она является самым эффективным способом. Процесс развития личности всегда есть процесс творческий, который может быть осуществлен только в системе человеческих отношений при совокупности разнообразных методов воздействия.

 

Сейчас 44 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5