logo


tel.gif
Роль семиотической деятельности в духовно-нравственном развитии личности ребенка

"Преобразуйтесь обновлением ума вашего"
(Библия).

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В духовном мире личности можно выделить рациональную сферу, включающую в себя разум и рассудок, эмоциональную сферу, состоящую из эмоций и чувств, волевую сферу, которую можно определить как сплав разума и чувств (механизм перевода идеальных состояний духовного мира личности в действенные состояния: поступки, качества, навыки, привычки).
Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащегося.
Для достижения указанных результатов необходимо поставить цели, которые заключаются -не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, а в воспитании его личности на основе формирования учебной и трудовой деятельности. Такое образование обеспечит: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Концепции культурно-исторической детерминации психики, в которой отмечено опосредствование изначально натуральных психических функций знаком, превращение психики в осознанную и произвольную благодаря знаку, определила общее направление развития проблемы формирования символической функции, роли знака в психическом развитии. Она так же определила исследование конкретных вопросов, касающихся развития духовно-нравственных качеств личности.
Разносторонний анализ наследия Л.С. Выготского широко представлен в советской литературе. Поэтому изложим лишь исходные для нас положения:
1) высшие психические функции внутренне связаны с развитием символической деятельности; в ее развитии выделяются два этапа. "естественная и культурная история". "Естественная" - это история высших психических функций и их генетической связи с натуральными формами поведения; "культурная" - переход от социальной формы сотрудничества к индивидуальному способу поведения. Натуральные процессы перестраиваются, превращаясь в опосредствованные;
2) знаковые операции изменяются, переставая быть внешними, и перерабатываются в сложнейшие внутренние психологические системы;
3) процесс вращивания культурных форм поведения связан с глубокими изменениями в деятельности высших психических функции, с коренной перестройкой психической деятельности на основе знаковой операции;
4) при вращивании (переходе функции вовнутрь) происходит замещении функции, изменение натуральных процессов, возникновение новых психологических функциональных систем;
5) все операции, связанные с применением знаков, при всем различии конкретных форм обнаруживают те же закономерности развития, строения и функционирования, что и речь.
В соответствии с нашим подходом основная функция моделей развития духовности и нравственности в учебной деятельности связана с реализацией познавательной функции - быть средством получения новых знаний в процессе оперирования, преобразования моделей. Реализация этой функции может быть осуществлена только при выполнении знаково-символическими средствами следующих конкретных функций:
1) Построение особой реальности - идеализированной предметности - как объективации сущности, что создает возможность ее исследования (основная функция);
2) абстрагирование свойств, выступающих предметом изучения, фиксирование их в модели, что открывает возможность исследовать свойства в незашумленном виде, отделенном от несущественного. Благодаря этой функции модель является чрезвычайно эффективным средством обучения, ускоряющим усвоение знаний, формирующим их обобщенный характер;
3) средство симультанного восприятия компонентов, составляющих структуру явления, что зачастую существенно помогает "увидеть" решение задачи;
4) возможность оперировать знаниями, что особенно связывается с моделями, выраженными в буквенно-цифровой символике.
Выполнение этих функций определяет место модели в учебной деятельности. Для учащихся, особенно на начальных этапах усвоения модели, структура изучаемых объектов, связи не выступают за знаками, выраженными в буквенно-цифровой символике. Это вызывает известные трудности в обучении, формализм в усвоении знаний.
В современных условиях динамичная и непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительна усложнила .воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав, в себя все недостатки общества, становится все более непредсказуемым. Проблемы нравственности и культуры выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего, гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.
 

Сейчас 58 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5