logo


tel.gif
Развитие психологической территории ребенка в родительской семье как фактор профилактики созависимых отношений

Если рассматривать семью как инкубатор, в котором мы растем и развиваем необходимые нам для жизни способности и навыки, то, вырастая и покидая гнездо, взрослый человек уже может наладить самостоятельную духовную и эмоциональную жизнь. При взаимодействии людей друг с другом их психологические территории соприкасаются: они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться, или насильственно ограничиваться. Когда психологическая территория одного человека в большей или меньшей степени поглощается психологической территорией другого человека, то возникает эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него другого или проще говоря - созависимость.
Психологическая территория - это система представлений о себе, представление о своем месте в мире, способы и стиль взаимодействия с другими людьми, потребности, желания, стремления, цели и представления о способах их достижения, обладания некоторой физической территорией и т.д.
Нарушение психологической территории всегда вызывает негативную реакцию - от лёгкого дискамфорта до болезненных переживаний, что, в свою очередь, может стимулировать возникновение самых разнообразных форм защиты, вплоть до ответной агрессии.
Рассмотрим схему развития психологической территории ребенка в семье.
1. Эмбрион.
Нет своей психологической территории
2. Грудной период, младенчество (0- 1 года).
Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери.
3. Раннее детство (1 - 3 года).
Уже появились самостоятельные желания, выражено стремление к питанию. Он уже может активно выражать свои потребности и даже требовать их удовлетворения. Подавление инициативы и самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте обуславливают развитие невроза характера.
4. Детство (3 - 6 лет).
Появляется свое "я", свои вещи, понимание того, что является "моим"; ребенок демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучению собственных возможностей; отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока не ограниченного нормами и предложениями. Развивается желание, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой расширить свою психологическую территорию.
Если родители не считаются с психологической территорией ребенка или лишают его всякой психологической опеки, то:

  • Ребёнок не умеет определять границы психологической территории, постоянно вторгается в чужие психологические территории болезненный отпор; не умеет, постоять, за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью; навязывание чужой, нежелательной деятельности вызывает у ребёнка подавление своих желаний и целей, в итоге развивается стремление создавать зависимые отношения.
  • Наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; идет нарушение социальных связей, отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества, затруднено сотрудничество.
5. Старший детский возраст (6-11 лет).
Психологическая территория расширяется. Появляются свои тайны. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками. Забота родителей, их опека воспринимаются терпимо: ощущение опоры не воспринимается как комфортное. Расширение границ пока еще производится осторожно. Ребенок легко поддается стремлению родителей владеть его территорией.
Агрессивность и жестокость родителей в борьбе за психологическую территорию ребенка влекут потерю доверия и внутреннее отстранение ребенка, т.е. он "отодвигается внутри", чтобы иметь больше свободы, хотя бы внутренней, в присутствии родителей оставаясь замкнутым, и все происходящее с ним становится тайной для взрослых.
6. Ранний подростковый возраст (11-13 лет).
Начало периода самоопределения. Соцокружение постепенно вытесняет авторитет родителей.
Основная трудность: противоречие между желанием свободы и независимости и практически полной зависимостью от родителей в материальном плане, и в плане возможностей для разрешения серьезных проблем. Основное - свобода подростком принимается отдельно от ответственности. Ответственность отдается родителям.
7. Подростковый возраст (13-16 лет).
Вся предыдущая борьба усиливается. Родители постепенно сдают позиции и отступают. Идет борьба за каждый "сантиметр". Подросток борется за свое жестко, а иногда и жестоко. Остается материальная зависимость от родителей. Идет сознательное использование возможностей родителей. Характерны размышления над дальнейшей жизнью, выбором направленной деятельности в будущем (профессиональное самоопределение).
8. Юность (16 - 19 лет).
Если к этому периоду психологическая территория разумно не обозначена, борьба за нее достигает своего апогея. Обособление продолжается. Родители сдают свои психологические позиции. Ребенку передается больше ответственности за свои поступки. Часто родители осознанно или не осознанно стараются сохранить зависимость подростка, оставляя за собой стирку, готовку, решение различных его проблем, спасение из всевозможных бед и т.п. В ответ требуют послушание. Напрасно! Ребенок не чувствует особой благодарности к родителям, для него это в порядке вещей, он считает, что они обязаны. Большинство решений в этот период ребенок стремится принять самостоятельно, не соотнося с желанием родителей, но часто ответственность за негативные результаты своей жизнедеятельности оставляет решать родителям. Однако, эта тенденция в случае нормального развития идет на убыль. Теперь уже родители отстаивают свою психологическую территорию от ребенка, который свои проблемы желает свалить на родителе, при этом стремясь к бесконтрольности и свободе, полагая, что существуют только права без обязанностей.
9. Ответственные, суверенные отношения.
К этому периоду устанавливаются здоровые отношения. Психологические территории свободны в своем развитии. Сохраняется область взаимодействия, на территории которой устанавливаются взаимовыгодные правила, в остальном происходит совершенно свободное и ответственное самоопределение.
Если на предыдущих этапах развитие личности подавлялось, этот уровень развития личности не наступает.
Блокирование развития личности может наступить практически на любом этапе. Это означает, что человек, становясь взрослым, оказывается не в состоянии строить ответственные и суверенные взаимоотношения с окружающими. У него развивается склонность уходить от самостоятельного решения проблем или, наоборот, сверхответственность как попытка нейтрализовать свою тревожность, и чувство собственной ничтожности через стремление к контролю, т.е. развивается склонность к созависимым отношениям.
 

Сейчас 46 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5