logo


tel.gif
Особенности взаимодействия с детьми, проявляющими аутистическое поведение
Жизнь преподносит человеку очень много приятных событий. Самое главное событие в жизни каждого человека - это рождение ребёнка. Это событие и радостное и, одновременно, тревожное для всех родителей. Мы, родители, начинаем думать о том, как правильно воспитать ребенка, как сделать так, чтобы малыш вырос счастливым, успешным, добрым. Однако, даже если ребенок находится под тщательным присмотром близких людей и специалистов - это не является показателем того, что ребенок развивается нормально.
Основными показателями нормального протекания онтогенеза является, как известно, соответствие определенным показателям развития отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.) При этом отслеживается своевременность прохождения основных этапов развития (когда сел, встал, начал взгляд, следить за движением игрушки, брать ее в руку, координировать движение руки и взгляда, когда появились гуление, лепет, первые слова и т.д.). Именно по этим известным признакам обычно идет оценка благополучия физического и психического развития малыша.
Прохождение этапов эмоционального развития тоже может быть отслежено по таким же возрастным вехам. Однако практики показывает, что на эмоциональное развитие ребенка родители обращают внимание в последнюю очередь. И отсутствие таких показателей эмоционального развития, как улыбка, узнавание близких, Чрезмерная возбудимость, могут расцениваться как проявление особого характера ребенка. И здесь родители совершают очень большую ошибку, т.к. своевременное обнаружение признаков эмоционального неблагополучия малыша и налаживание ранних форм его взаимодействия с близким человеком (прежде всего - матерью), а через него - с окружающим миром, дают наибольшие возможности в плане дальнейшей адаптации ребенка, в профилактике возникновения наиболее тяжелых расстройств аффективного развития.
Определить аффективное развитие малыша могут педиатры и невропатологи, которые могут заметить особенности поведения ребенка, сочетание определенных черт, которые являются диагностическими показателями искаженного развития, что для большинства родителей будет являться абсолютно нормальным поведением. Так, например, родители очень радуются, когда их малыш длительное время прыгает, или с заворожением слушает классическую музыку в возрасте 1-1,5 лет, а про взгляд годовалого ребенка говорят "взрослый взгляд". А это может являться первыми признаками развития аутизма, а пока мы можем говорить только о поведении по аутистическому типу. Тревога у родителей, как правило, возникает чаще всего к концу второго или к началу третьего года жизни ребенка. Они начинают замечать, что с их ребенком что-то не то.
На первых годах жизни диагностика раннего детского аутизма основывается на следующих критериях:
1) нарушение взаимоотношения мать-дитя в форме безразличного отношения к матери и отсутствие эмоциональных реакций при ее уходе;
2) отсутствие дифференцированных типов крика-плача и предречевых вокализаций в возрасте 0-6 мес. звуко- и слогоподражания, снижение или полное отсутствие голосовых проявлений;
3) однообразность поведенческих актов;
4) низкий уровень мотивации.

Е.Р. Баенская пишет, что у таких детей уже в раннем возрасте отмечается выраженный дискомфорт, прежде всего, повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может выражаться и как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности, и как нелюбовь к тактильному контакту, брезгливость, непереносимость одежды, и как неприятие ярких игрушек. Не приятные впечатления не только легко возникают у такого ребенка, но и надолго фиксируются в его памяти. Так же принципиальным отличием при аутистическом типе развития является тот факт, что родителям не удается включиться в действия, поглощающие ребенка. Чем больше ребенок выглядит захваченным ими, тем сильнее он противостоит попыткам взрослого вмешаться в его особые занятия, предложить свою помощь, а тем более переключить его на что-либо другое.
Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии удовольствие от сенсорной стимуляции становится важной составляющей контакта ребенка с близкими взрослыми, то в случае раннего нарушения этого развития, увлечения малыша начинают поглощать его и отгораживать от взаимодействия с близкими, а значит препятствовать развитию и усложнению связей с окружающим миром.
Признаки аффективного неблагополучия проявляются в самых адаптивно значимых реакциях. Одним из первых адаптивно необходимыx форм реагирования маленького ребенка является приспособление к рукам матери. Другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца - фиксация взгляда на лице матери. При признаках аутистического развития сложности установления глазного контакта, либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано. Также у детей с аутистическим поведением отмечаются нарушения в принятии антиципирующей позы, т.е. протягивание ручек к наклонившемуся взрослому. У многих аутичных эта поза является невыраженной, что является показателем гния стремления быть на руках матери. Так же отмечаются грубые нарушения формирования привязанности в случаях отсутствия на ранних этапах развития ребенка одного близкого постоянного человека. Нарушение привязанности может проявляться в следующих формах, это:

1 ) в формировании сверхсильной привязанности к одному лицу - на уровне примитивной симбиотической связи;
2) раннее выделение матери, по отношению к которой ребёнок проявляет сверхсильную положительную эмоциональную реакцию, но очень кратковременную и дозированную по времени;
3) длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности (иногда признаки появляются после 1 года или полутора лет).

Изменения, которые происходят с ребенком, могут выходить за пределы безопасной зоны. Если вовремя ему никто не поможет, ребенок становится инвалидом. Родители, узнав о том, что у их ребенка есть проблемы, очень долго, в большинстве случаев, не принимают этот факт. Реакция родителей проявляется подавленностью, растерянностью, тревожным опасением за будущее. И это нормально, ведь они не знают что это такое и что с этим делать, они не знают как взаимодействовать с ребенком. Самое главное - это донести до родителей, что это их ребенок и что он, несмотря на некоторую особенность своего поведения, все равно нуждается в любви, в теплых искренних отношениях близких окружающих его людей, идти рядом с ним и чувствовать его, а мы взрослые должны сформировать у него чувство безопасности. И здесь мы будем говорить о общих принципах терапии РДА. Терапия раннего детского аутизма предполагает постоянное сотрудничество специалистов различного профиля - психиатров, психологов, педагогов, муз. работников с родителями. Совместно отрабатываются способы обучения родителей игре с аутичными детьми, привитие навыков самообслуживания. Родителям разъясняется характер имеющихся у ребенка трудностей и способы преодоления нежелательных форм поведения.
Комплексное лечение синдрома включает в себя 3 основных направления:

1) применение методик специального обучения и воспитания (коррекционно-педагогическая работа);
2) психотерапевтическая работа с больным ребенком;
3) семейная психотерапия.
 

Сейчас 51 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5