logo


tel.gif
Духовно-нравственные ценности современной молодежи, их формирование

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут
тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае
они могут тебя предать. Бойся равнодушных
людей - они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует
на земле предательство и насилие".
/Бруно Ясененский/

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования.
В психологии ценности - это предметы и явления существенно значимые для духовной жизни индивида, общества. Это идеальная ориентация знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей (добро, истина, красота, и т.д.). Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которая определяет основу личности. Ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности.
"Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность" - пишет Бердяев. Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним.
Исследование проводимое в г. Волжске в 2004-2005гг показало, что Причиной безнравственности в мире большинство называют низкое материальное положение народа, отсутствие знаний о нравственном законе, вседозволенность СМИ и равнодушие власти. Было опрошено 1023 человека, среди них учащиеся школ, их родители и педагоги.
На вопрос Каков смысл жизни Вам ближе всего? Большинство педагогов и родителей назвали создание семьи. Большинство учащихся ответили материальное благосостояние и престижная работа.
Поэтому, очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, т.к. они выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и д.р.
Формирование духовной культуры личности происходит не только в результате целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием условий жизни людей.
Функционирующая в ССУЗе система нравственного воспитания - это только одно, хотя и очень важное, но не единственное звено более обширной системы факторов, влияющих на формирование нравственного облика будущего специалиста. В ССУЗ юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущи им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, СШ и профессиональных технической школы. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.
Следовательно, ССУЗ не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только подключается к нравственному формированию личности будущего специалиста.
В 2004-2005гг. в г.Волжске РМЭ мы проводили исследование среди студентов ССУЗ, в котором приняло участие 135 человек. Испытуемым было предложено выбрать наиболее значимую для них пару: профессия-карьера - крепкая семья; здоровье - яркая событиями жизнь; близкие друзья - доходная работа. Пара здоровье - яркая событиями жизнь, является наиболее значимой для данной группы испытуемых. То есть, молодые люди больше думают о развлечениях, мало заботясь о том, где брать на них средства. Это доказывает следующий вопрос.
Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать деньги? Были преложены варианты ответов:

1. Соблюдением закона
2. Отношениями с близкими людьми
3.Здоровьем
4. Личными интересами и хобби
5 Материальным благополучием других людей
6. Жизнью других людей.

Хотя большинство ответили личными интересами и хобби - 53%, настораживает, что 28% выбрали -соблюдением закона и 8% - жизнью других людей.
Принцип выбора профессии: 1. материальный доход; выбрали более 70% опрошенных . Ответы - 2. Необходимость для развития страны 3 Быть интересной - не пользовались особым успехом.
В методике, по выявлению жизненных ценностей и социальных представлений студентов, которая была нами предложена, были следующие вопросы:

1. Как ты проводишь свое свободное время?
2. Твое хобби.
3. Друзья зовут гулять, а у тебя котенок, которого нужно кормить через каждый час. Как ты поступишь?
4. Перечисли черты личности, которые свойственны твоим друзьям.
5. Что по-твоему "духовность"?
6. Как ты думаешь, духовны ли 1.Твои друзья 2. Родители 3.Учителя.
7. Считаешь ли ты себя духовно - развитой личностью?

Получены следующие результаты: большинство испытуемых в свободное время гуляют (93%), остальные (7%) занимаются спортом, играют на компьютере, смотрят ТВ, слушают музыку и т.п. Хобби (95%) ответили - нет. На 3 вопрос были ответы: "Приду через час" (88%), "Возьму с собой" (6%), "Пойду с друзьями" (2%) и другие (4%). Перечисляя черты личности своих друзей ответы преимущественно: "Веселые, хорошие, добрые, общительные". На вопрос "Что по-твоему "духовность"?", ответили "не знаю" большинство испытуемых (96%), остальные сводили это понятие к душе, и культуре. Однако себя и своих друзей считают духовно-развитыми личностями (83%), родителей (75%), учителей (17%), остальные на этот вопрос также ответили "не знаю".
Надо сказать, что ценностно-смысловое пространство студентов первого курса практически не проработано. Об этом мы судим исходя из тех трудностей, которые возникают у них при обсуждении вопроса: "каковы цели и ценности моей профессиональной деятельности?". В большинстве своем ответы студентов начинаются с признания того, что "это крайне трудный для меня вопрос". Поэтому задачу "подлинного образования" мы видим в том, чтобы организовать внутренний диалог между учебной деятельностью, процессом познания и личностным самоопределением студента.
Торндайк говорит, что если нельзя реку Ниагару обратить вспять в озеро Эри и удержать ее в нем, то можно, построив новые каналы, заставить ее вращать колеса фабрик на служение человеку. Вот здесь дана точная формула воспитания. И для этого учителю совершенно необходимо конкретно и точно знать, в какие каналы он должен отвести природные стремления ребенка, какие колеса каких фабрик заставят их вращать.

"Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им. /Марк Аврелий/

В рамках инструментального подхода Л. С. Выготского нами разработана психотехника, которая через работу с самосознанием (самопониманием) субъекта будет создавать условия для развития и уточнения его ценностно-смысловой сферы. Мы планируем использовать эту технику в индивидуальной и групповой работе со студентами ССУЗов.

В своём трактате "Наставление нравов" чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: "Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает".

Учитель как духовный радар должен улавливать в ребенке лучшие качества. Его предназначение - будить в растущем человеке стремление найти свой путь к истине. Спасти страну может новое поколение, получившее духовное и целостное развитие, способное глобально мыслить, самостоятельно принимать решения, осуществлять деятельность на принципах Добра, Истины и Красоты.

Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу-
Утверждает духовенство,
Мудрец ответит просто- путь к себе,
Поэт с художником подскажут -
Вдохновенье,
Певец и композитор- песнь души,
Политик- совесть,
Физик - убежденье,

И все они по-своему правы.
Духовность- это творчества начало,
Полет души, что ввысь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой,
Лишь с нею мы богаты.
О. Рубежов

Обновлено 09.07.2009 08:10
 

Сейчас 41 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5