logo


tel.gif
Учусь владеть собой
Классный час для младших школьников
(1-4 класс)

Цель:

  • Развивать у детей умение управлять своим настроением;
  • Дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
  • Развивать способность детей к анализу своей жизни (чувств, поступков), способность к саморегуляции.

Материалы:
3 стакана с водой, блестки, кусок глины; плакат "Три настроения", плакаты "Такие мысли всегда помогут мне", "Такие мысли мне мешают"; Текст рассказа "Памси грустит", стихотворения А.Барто "Одиночество" и Г.Остер "Вредные советы"; фонограмма "Танец маленьких утят".

Давайте поговорим с Вами о настроениях.

Когда Кирюша чувствует себя хорошо,
у него все получается,
он всем доволен и всех любит,
то его настроение похоже на чистую воду.
Все его мысли ясны и "чисты".

Когда в голову Кирюши приходят отличные идеи,
его мысли становятся похожи на салют.
Они блестят и переливаются с веселым шипением,
как пузырьки в стакане с лимонадом.

Но бывает, что мысли Кирюши грустные и неприятные,
когда ему плохо или обидно.
Тогда его мысли похожи на грязную мутную воду,
в которую бросили кусочек глины.

Наше настроение и наши чувства определяют наши мысли

Такие мысли всегда помогут мне
Такие мысли мне мешают

Я постараюсь, и у меня получится.
Я справлюсь.
Все будет хорошо.
Я не буду бояться.
Я не могу делать это, но у меня лучше всех получается другое

Я не умею.
Я боюсь.
Меня никто не понимает.
Я плохой.
Меня обидели.

Классный руководитель читает 1 часть рассказа "Памси грустит".

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси - особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться, Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси - это его мысли. Мысли Памси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют - яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга - спокойные, тихие, очень-очень светлые. Все краски - как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные, вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет…

Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, когда же снова он почувствует себя счастливым? Он понимает: для того, чтбы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно - Памси не знает.

Он лежит и ждет, ждет и ждет…

После чтения рассказа учитель берет три стакана с и проводит следующее:
- Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он доволен и всех любит. В это время его настроение, похоже, начистую воду, и мысли у него ясные и "чистые". (Демонстрирует стакан с чистой водой, Обращает внимание на плакат)

- Когда в голову Кирюши приходят отличные идеи, его мысли становятся похожи на салют Они блестят и переливаются с веселым шипением, как пузырьки в стакане с лимонадом или блестки вот в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает. (Обращает внимание на плакат).
-Но бывает, что мысли Кирюши грустные и неприятные, когда ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на грязную мутную воду, в которую бросили кусочек глины. (бросает кусочек глины в третий стакан). (Обращает внимание на плакат).
Обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:
- Бывало ли у Вас грустное настроение?
- Что Вы чувствовали при этом?
- О чем думали?
- Как вы выходили из грустного состояния?
- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
- Что нужно делать, чтобы оно прошло?

Учим правило.
Учитель открывает детям "правило - секрет": НАШЕ НАСТРОЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ НАШИХ МЫСЛЕЙ, поэтому если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.
Когда нам хорошо, то мир вокруг нас оживает, расцветает, радуется вместе с нами.

Когда нам плохо, то все словно становится мрачным, темным, неприятным.

Далее идет работа с плакатами "Такие мысли всегда помогут мне", "Такие мысли мне мешают".
Разбираем как пример разных мыслей Стихи Г. Остера и А. Барто.

***
Г.Остер
Если не купили Вам пирожное
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на родителей обидеться,
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так
Бродить по улицам,
А в дремучий темный
Лес отправится.
Там вам сразу волк
Голодный встретится,
И, конечно, быстро
Вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчаться покупать пирожное,
И в кино с собой
Возьмут вас вечером.

***
А.Барто
Одиночество.

Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу недоем,
То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется,
Мне, как папе, по душе
Одиночество.


Пруд, заглохший, я найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу
С лягушатами.

Буду слушать птичий свист
Утром, в перелеске,
Только я же футболист,
А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.

Вывод из обсуждения:
Человеку очень трудно жить в одиночестве. Если тебе доводилось оставаться одному, ты знаком с этим щемящим чувством. Да и что может сделать человек в одиночку? Поэтому люди издревле селились вместе, чтобы помогать друг другу в работе, вместе отдыхать.
Вот и наш знакомый дракончик Памси справился со своим плохим настроением благодаря другу.

Памси грустит. (Окончание).

У Памси есть настоящий друг, очень близкий. Его имя Стефан. Это обычный мальчик. Памси зовет его просто Друг.

Друг знает о разных настроениях, он многое знает о плохих мыслях. Но главное - Стефан знает, как избавится от этих плохих мыслей. Он уже большой и хорошо научился прогонять плохие мысли.

Однажды Памси и Стефан гуляли среди высоких луговых цветов. У Памси было очень мрачное настроение.
- О! - повторял Памси, - неужели это настроение никогда не пройдет?! Я так устал! Будет ли мне снова хорошо? Когда это случится?!.
- Что же должно случиться? - спросил Стефан.
- Я не знаю, - ответил Памси, - но очень хочу, чтобы что-нибудь произошло, и мое настроение изменилось.
_ Памси, не обязательно ждать, пока что-то или кто-то поможет тебе. Ты сам можешь изменить свое настроение, - сказал Стефан.
- Я сам могу сделать так, что мне станет лучше? Но как? - удивился Памси.
-Я научился избавляться от плохого настроения сам, и если ты хочешь научиться, я помогу тебе, - ответил Стефан.
Памси заволновался.
-Вот это да! - сказал он. - Я сам смогу избавляться от темных мыслей! Что же для этого нужно? Мои сильные лапы? Мой большой хвост? Мое свирепое дыхание? Или все это вместе?
- Нет! - засмеялся Стефан, - ничего этого тебе не понадобится. Все, что являлось причиной твоей беды - это же и поможет её преодолеть.
Памси очень удивился.
- Как так может быть? - спросил он.
- Если твои плохие мысли приносят тебе неприятности, то твои хорошие мысли всегда помогут тете, они самые верные твои помощники, - сказал Друг.- Хорошие мысли никогда не покидают тебя. Возможно, тебе иногда покажется, что они покинули тебя, но на самом деле, они всегда с тобой, ты просто забыл про них.

-Как это здорово, - воскликнул Памси. - Какой ты молодец, Стефан! Я тоже хочу этому научиться. Давай начнем прямо сейчас!
_ Хорошо!- сказал Стефан, - но ты тоже будешь мне помогать. Мы будем помогать друг другу.
-Отлично! - засмеялся Памси и начал плясать на траве.
Они веселились на лугу, думая о том, как замечательно узнать обо всех возможностях своих хороших мыслей.

Закончить занятие можно "Танцем с дракончиком". Танец основан на игре "Дракон ловит свой хвост" и исполняется под музыку "Танец маленьких утят". Первый (ведущий) держит игрушку-дракончика или картинку с изображением героя рассказа в поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет хвостом, поворачиваясь в разные стороны.

Далее детям дается домашнее задание.

ИЗОБРАЗИ СВОЙ КРУГ.
В центре ты, вокруг - все, кого ты знаешь и считаешь с тобою связанными. Обозначь графически и цветом свои отношения с ними:

1. спокойные, ровные, близкие
2. слишком тесные, зависимые
3. тесные и бурные
4. разорванные
5. спокойные, формальные

Рядом прорисуй характер желательных для тебя отношений, изменив форму и графическое изображение (например, прямую линию заменить волнистой)

На листочке напиши, что можно сделать, чтобы изменить эти отношения или укрепить их? Например, попробовать не обманывать родителей, спрашивать разрешение на какие-то действия. ИЛИ не обзывать Сережку и обращаться к нему по имени . и пр.)
Быть может, тебе нужно обсудить это с кем-то? С кем? (Родители, друг, психолог или еще с кем-то?)
На следующем классном часе обсуждаются полученные результаты.

 

Сейчас 58 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5