logo


tel.gif
К вопросу об актуальности охраны жизни и здоровья детей

Каждый из нас думает и мечтает о том, чтобы дети, как свои собственные, так и те, которых мы воспитываем по роду своей деятельности были счастливыми, успешными, чтобы каждый из них занял свою нишу в этом мире. Но с каждым годом, с каждым десятилетием этот мир предъявляет к детям и подросткам очень сложные требования. Та среда, в которой находятся дети, является по своему содержанию психотравмирующей. Среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстрые изменения в социальном развитии общества, это и возрастающий информационный поток, в котором находятся современные школьники. И со всеми этими изменениями в обществе подросток должен справиться, но какой ценой.
По некоторым данным, за последние 10 - 15 лет у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Превалируют такие заболевания, как заболевания органов дыхания, нервной системы и органов пищеварения. За счет ухудшения здоровья наблюдается устойчивое снижение годности призывников к военной службе. Кроме того, отмечается рост числа социально-обусловленных и социально-значимых заболеваний: увеличивается количество детей употребляющих алкоголь и наркотики. Растет заболеваемость психическими болезнями.
Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и внешкольной деятельности подростка. Одним из наиболее ярких проявлений подобного неблагополучия является - депрессивное состояние.
Интерес к детским и подростковым депрессиям возник относительно недавно. Распространенность депрессии у детей оценивается различно в зависимости от особенностей возраста, определения депрессии. На сегодняшний день по одним исследованиям из 955 обследованных детей 9-летнего возраста обнаружили у 1,8 % "большие депрессии" и еще у 2,5 % - "малые депрессии". Среди дошкольников, страдающих депрессией более 9%. Из детей с длительной депрессией более 75 % - школьники. А из них около половины - подростки 11-14 лет. Общепризнанным является тот факт, что депрессия у детей и подростков трудно распознаваема из-за обилия соматических расстройств. По данным Н.М. Иовчук и А.А.Северного (1999 г), только 27 % детей с депрессивным началом заболевания были проконсультированы психиатром при первой депрессии, остальные длительное время наблюдались педиатрами, хирургами и т.д. 15,5 % детей обследовались и лечились в условиях детского соматического стационара и диагнозом хронический холецистит, хронический гастрит, цистит, тонзиллит, ревматизм, вегето-сосудистая дистония. При первичном обращении к психиатру депрессивное состояние было установлено лишь в 23.6 %.
Однако подростковая депрессия таит в себе и другой риск, в буквальном слове - смертельный, риск совершения подростком попытки к самоубийству.
Задолго до совершения попыток самоубийства в большинстве случаев имеют место отрывочные высказывания о бессмысленности жизни, желании умереть или угрозы самоубийства. Подростки совершают разного рода суицидальные попытки, в значительной мере демонстративного характера. По данным статистики в России ежедневно совершают суицид 5-6 граждан в возрасте до 18 лет. Это почти 2000 человек в год - по данным профессора Сергея Львовича Сибирякова. По данным ВОЗ, во всем мире депрессией страдает в общей сложности около 121 млн. человек. В разных странах мира депрессии подвержено от 11,8% до 33,2 % подростков.

Так что же такое депрессия?
Депрессия - является одним из старейших по выявлению и наиболее распространенных нарушений. По данным Американской ассоциации психиатров, выявлено, что каждый десятый человек так или иначе в своей жизни испытывал угнетенное состояние.
Существуют различные определения депрессии, но все они в своей основе сводятся к тому, что Депрессия - это эмоциональное расстройство, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, боязливое или безразличное настроение.
Депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся патологически сниженным настроением с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в определенной действительности и своего будущего.
Классическая депрессия проявляется тоской, снижением жизненного тонуса, идеями неполноценности, заторможенностью мыслей и движений, а также разнообразными вегетативными расстройствами.

М.Г. Битц, педагог-психолог
ЦПМСС "Лабиринт"

Предвестники, причины и характерные проявления депрессии

Депрессия - как правило, тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.

В своем выступлении я бы коротко обозначу, что же может спровоцировать депрессию, каковы ее проявления, на что нужно обратить внимание в первую очередь.

Предвестники депрессии:

  • Внутренние противоречия.
  • Хронические заболевания (продолжительные, изматывающие процедуры, лечение в стационаре и т.д.).
  • Усталость (хроническое переутомление, тяжелая изнурительная работа, любая однообразная деятельность).
  • Нечто, что послужит "последней каплей", переполнившей чашу терпения.
  • Стресс (мы по-разному переносим стрессовые ситуации, кто-то спокойно переживает неприятности, обиды, а кто-то воспринимает все очень серьезно, и впадает в депрессию, здесь все зависит от особенностей НС).
  • Потеря эффекта новизны, когда ничего нового в жизни не происходит.
  • Одиночество.
  • Невостребованность в среде общения (не оценили по достоинству, человек не может найти свое место в жизни, профессиональное выгорание и т.д.).
  • Нет применения творческому потенциалу (когда талантливый человек вынужден выполнять несложную деятельность).

Причины депрессии:

  •  
    • Дети из неполных семей, чаще других подвержены депрессии.
    • Низкий экономический статус семьи.
    • Соматические и физические нарушения.
    • Плохое питание.
    • Генетическая предрасположенность (гипотония, хронические заболевания и т.д.).
    • Недостаток дневного света в зимние месяцы (сезонное эмоциональное расстройство).
    • Оплакивание какой-либо утраты, мы реагируем на утрату со смешанными чувствами - с печалью и негодованием, иногда со стыдом и страхом. Эти чувства являются естественной частью процесса. Если человек не может, выразить их, копит в себе - он оказывается вовлеченным в состояние хронической депрессии.
    • Гнев, обращенный на себя. Гнев является естественной реакцией на угрозу или огорчение, но люди, не способные или не желающие открыто выражать свой гнев, обрушивают его на себя. При этом обращают на себя внимание - замкнутость, напряженность, ворчливость; при этом доминируют высказывания типа: "Я злой", "Всех ненавижу", "Вокруг все грязное, мерзкое, и я сама не лучше", "Всех бы разорвал", "Дайте автомат - всех перестреляю и себя убью" и т.п.
    • Некоторые дети в раннем возрасте могут обнаружить, что они получают со стороны взрослых больше внимания, если им грустно или если они больны.

Это наблюдение может стать частью их жизненного сценария; вырастая, они ищут возможность повторить свой опыт.

Характерные проявления депрессии:

  • Мрачные тона, фантазии (содержание разговора эмоционально окрашено, он касается в первую очередь угнетающих его тем, таких как смерть, болезни, кризисы) - это можно определить, зная мысли человека, состояние его души
  • Проблемы со сном и аппетитом
  • Неспособность нормально действовать в разных сферах, начиная от родительских обязанностей и заканчивая работой
  • Человек нескольких недель находится в устойчиво тоскливом (или раздражительном, плаксивом) настроении
  • Постоянно недоволен собой
  • Упорно не хочет общаться, сталкивается с ранее незнакомыми трудностями в работе, а дети и подростки - в учебе.
  • Повышенная утомляемость, человек перестает радоваться тому, что всегда доставляло ему удовольствие, теряет способность нормально спать и есть, жалуется на необычные неприятные ощущения в теле.
  • Прежде вполне общительные, живые и разговорчивые люди, становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к прежним увлечениям, жалуются на скуку и усталость и крайне редко - на грусть или тоску.
  • Отмечаются - учащенное сердцебиение (тахикардия), склонность к понижению или повышению артериального давления и расширение зрачков.
  • Жалобы на неприятные телесные ощущения (головокружение, распирание барабанных перепонок, чувство жжения в груди, "неудобство", "беспокойство" в ногах и руках). Жалобы на боли (в сердце, при мочеиспускании, головную боль, боли в животе, спине, конечностях и т.п.). Эти расстройства являются либо крайне разнообразными, часто сменяющими друг друга, либо, монотонными, ограниченными одной изолированной жалобой.
  • Земленистый цвет лица, бледность слизистых, синева под глазами, понурый вид, сгорбленная поза, шаркающая походка.
  • Необъяснимая и необоснованная неприязнь по отношению к самым близким людям.


Как пример, приведу описания переживания во время депрессии:
"Все мои мысли были негативными. Если я думала о себе, я ненавидела себя; если я думала о других людях, я ненавидела их. Мне ничем не хотелось заниматься, поскольку вес казалось бесполезным и ненужным. Я не могла выносить общество людей и не могла оставаться наедине с собой. Я постоянно думала об одном и том же. Я знала, что люди стараются помочь мне, но они только раздражали меня. Я знала, что веду себя неразумно, но не могла остановиться".

"Я не сердился. Мне не было грустно. Я ничего не чувствовал, ни к чему не испытывал интереса. Жизнь казалось серой, и я все время ощущал усталость. Все требовало огромных усилий, и я не видел смысла стараться что-то делать. Я не мог встречаться с другими людьми, даже когда они разговаривали со мной, мне казалось, что они находятся в каком-то другом мире".

Подростковая депрессия - это сложное коварное и опасное явление. Сложное потому, что имеет множество причин и последствий; коварное - почти никогда не распознается до тех пор, пока не произойдет трагедия; опасное, так как может привести к самому худшему - от неудач в школе до самоубийства.

Депрессию у подростков трудно распознать, потому что ее симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых.

О.Н. Шокина, педагог-психолог
ЦПМСС "Лабиринт"

Подростковая депрессия

Лучший способ выявить в подростке депрессию - это разобраться в том множестве симптомов, которые являются свидетельством подростковой депрессии, и понять, как они развиваются. Крайне важно детально изучить всю совокупность симптомов, потому что один или два могут и не быть настоящей депрессией. Настоящая депрессия - это биохимический и неврогормональный процесс, обычно медленно развивающийся в организме подростка и способный растянуться на недели и месяцы.

Рассмотрим специфические симптомы подростковой депрессии:

1. Ухудшение внимания.
Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одной темы на другую, и он все более отвлекается. Ухудшение внимания становится особенно заметным, когда подросток пытается выполнять домашнее задание. Сконцентрироваться на нем оказывается для него все труднее и труднее, и кажется, что чем больше он старается, тем хуже у него получается. Естественно, это ведет к раздражительности, потому что подросток начинает винить себя в том, что он "тупой", делает предположения, что у него не хватает умственных способностей выполнить эту работу. Можете себе представить, как это влияет на его самооценку.
2. Грезы наяву.
Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе. Сначала он, возможно, и будет способен сконцентрироваться на работе в течение почти всего урока, отвлекаясь лишь на несколько минут в его конце. Но если депрессия будет прогрессировать и внимание ухудшится, то подросток все меньше будет концентрироваться на работе и все больше мечтать. В этом случае учителю легче, чем кому-либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы наяву часто принимаются за лень или неуважение к учителю. Однако один или два отдельно взятых признака, как, например, грезы наяву и ухудшение внимания, еще не позволяют поставить точный диагноз, что это подростковая депрессия. Нужно проследить за постепенным развитием всей группы признаков.
3. Плохие оценки.
Из-за снижения у подростка внимания и грез наяву естественно ухудшаются и его оценки. К сожалению, это ухудшение происходит обычно настолько постепенно, что его трудно заметить, и по этой причине его редко связывают с депрессией. По сути дела, и подросток, и родители, и учитель, как правило, начинают думать, что задания слишком трудны для подростка или что он увлекается другими вещами. Было бы гораздо лучше, если бы оценки начали резко снижаться. Это вызвало бы надлежащее беспокойство. Но изменение оценок обычно происходит незаметно, и поэтому возможность депрессии учитывается редко.
4. Тоска.
Так как подросток все чаще пребывает в состоянии грез, постепенно он впадает в тоску. Это нормальное явление для них, особенно в младшем подростковом возрасте, но только если оно длиться относительно недолго. Нормальное состояние тоски часто наблюдается в течение часа или двух, иногда - в течение целого дня или вечера, в редких случаях - даже в течение двух дней. Но тоска, затянувшаяся на несколько дней и дольше, уже ненормальная и должна служить для нас предупреждением о том, что с ребенком происходит что-то неладное. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет оставаться один в своей комнате, причем периоды такого одиночества возрастают с каждым разом. Он проводит время просто лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в тоску подросток теряет интерес ко всему, что его/ее когда-то увлекало: к спорту, к одежде, машинам, клубам, церкви, общественным мероприятиям или свиданиям.
5. Соматическая депрессия.
По мере того как тоска усиливается, подросток постепенно переходит в стадию средней степени депрессии. С этого момента он начинает страдать на чисто физическом уровне. Подросток начинает испытывать физическую боль. Боль может ощущаться в разных местах, но чаще всего это боли в нижнем отделе средней трети грудины или головные боли. Некоторые подростки испытывают боли в нижней трети грудины и/или головные боли как вторичное явление депрессии.
6. Уход в себя.
В этом злочастном состоянии подросток отдаляется от сверстников и, что самое худшее, не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя и их отвернуться от него. В результате он остается в полном одиночестве. И так как он окончательно оттолкнул хороших друзей, то начинает общаться с дурными компаниями, где ребята порой употребляют наркотики и/или часто попадают в неприятные ситуации.

Симптоматика депрессивных расстройств у подростка имеет отчетливое возрастное своеобразие.

I. Младший подростковый возраст (10 - 12 лет)

Для подростков младшего пубертатного возраста (до 12 лет) свойственны соматические симптомы в виде общего недомогания, расстройств пищеварения, нарушения аппетита, астенизация. Наряду с такими малодифференцированными признаками изменения общего состояния довольно явственно меняется и поведение подростков: прежде вполне общительные, живые и разговорчивые, они становятся одинокими, замкнутыми, теряют интерес к увлечениям и играм, жалуются на скуку и усталость и крайне редко - на грусть или тоску.

II. Средний подростковый возраст (12 - 14 лет)

В среднем подростковом возрасте, по мере продвижения из начальной в среднюю школу, где усложняется программа и, что значительно важнее, появляется большое количество учителей-предметников, приходится нередко наблюдать депрессии, замаскированные проявлениями школьной фобии. Здесь патологическое состояние определяется нарастающей двигательной и мыслительной заторможенностью, которая блокирует способность подростка осваивать новый учебный материал, создает впечатление нарушения памяти. В наименьшей степени статус определяется и коммуникативными расстройствами. В этом возрасте всякий человек испытывает затруднения при попытке вербально выразить свои чувства и переживания, что практически не зависит от интеллектуального уровня и запаса активной лексики. Коммуникативные затруднения являются одной из ключевых проблем эмоциональной жизни подростка, проявлением тревоги и недостаточности самопринятия.
У подростков 12 - 14 лет академическая неуспеваемость и нарушения школьной дисциплины нередко маскируют депрессивное состояние. Ответные меры школы и родителей убеждают подростка в его несостоятельности, вызывают у него страх порицания и приводит к тотальному отказу от школы.
Для данной возрастной группы характерно проявление депрессии через девиантное поведение. Необходимо сознавать, что раздражительный до злобности, пропадающий по подвалам и подверженный всем уличным соблазнам подросток нуждается не в наказании, а в лечении, поскольку в основе его отклоняющегося поведения - депрессия, депрессия с рухнувшей самооценкой, ощущением одиночества и безысходности, тоской и тревогой, страхом наказания.

III. Старший подростковый возраст (14 - 18 лет)

В старшем подростковом возрасте депрессия нередко оформляется проявлением метафизической интоксикации. Переживания смыслоутраты свойственные молодости.
Депрессивный подросток склонен рассматривать эту глобальную проблему как свою личную драму. Размышления о смысле жизни и смерти приобретают самодавлеющий характер, превращаются в навязчивое и бесплодное мудрствование, лишают подростка способности к продуктивной интеллектуальной деятельности.
Подросток становится одиноким и отрешенным, дезадаптация постепенно нарастает, приводит к полному социальному краху.

"Выход из депрессии"

Когда подросток, находясь в депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Действия подростка в этой ситуации называются "выходом из депрессии". Существует много способов выхода.
Мальчики обычно бывают более буйными, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, участием в грабежах, взломах и проникновением в чужие дома. Поступки, связанные с опасностью и будоражащие нервы, облегчают боль.
Девочки пытаются выйти из депрессии менее буйными способами, однако, из-за вредного влияния средств массовой информации тип их поведения начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей: страдания, причиняемые депрессией, смягчаются во время физической близости. Но когда эти взаимоотношения заканчиваются, подростки чувствуют себя еще хуже - бывают еще более подавлены, т.к. их мнение о себе резко падает. Депрессия и низкая самооценка являются причиной того, что девочки не очень-то заботятся о выборе партнера.
Подросток в состоянии депрессии может начать принимать наркотики. Марихуана и депрессия - крайне опасное сочетание, потому, что после наркотика подросток чувствует себя лучше. Наркотик не избавляет от депрессии, но снимает вызванную боль. Подросток чувствует себя лучше просто потому, что у него ничего не болит. Когда действие наркотика кончается, боль возвращается снова, и тогда он вынужден принимать большее количество, чтобы той же степени облегчения. Таков самый распространенный путь привыкания к наркотикам, роста зависимости от них.
Другой способ выхода из депрессии - попытка самоубийства. Девочки чаще прибегают к этому способу, чем мальчики, зато попытки мальчиков чаще удаются. Девочки используют более "безобидные" способы самоубийства, такие как таблетки. Мальчики действуют более решительно, поэтому и спасти их бывает труднее.

Р.А. Барова, педагог-психолог
ЦПМСС "Лабиринт"

Пути вывода из депрессии

Когда человек с депрессией обращается к психологу, как правило, этот человек, который испытывает дефицит любви, взаимопонимания, поддержки со стороны близких.
К специалисту (будь то врач или психолог) человек обращается уже тогда, когда душа буквально заполнена переживаниями. Страдания нередко связаны с длительно существующими тяжелыми травмирующими ситуациями, стрессом, с моральными конфликтами, семейными конфликтами, проблемами, духовными поисками, с утратой или отсутствием смысла жизни. Иногда переживания трансформируются в тяжелые соматические симптомы, различные боли.
Что же предпринять на пути выхода из этого мрачного состояния.

1. Выговориться, т.е. создать такую обстановку, ситуацию, чтобы человек начал говорить. Вывести его из своего замкнутого внутреннего состояния. Учитель, который сможет найти верный тон, будет скорее всего опираться на свой собственный опыт, и во многих отношениях уникальный способ установления контакта с подростком, попавшим в беду. И все же давайте вспомним основные моменты:
а) Позиция "с" подростком, а не "над" подростком ("Мы с тобой не первый год знаем друг друга. Я тебя не первый год знаю", "Нам надо обсудить с тобой то-то и то-то. Я хотела тебе сказать то-то и то-то");
б) Проговаривание чувств, а не события ("Я понимаю, ты чувствуешь сейчас то-то и то-то и тебе трудно говорить, или тебе не хочется говорить, если это так, дай мне знать, хотя бы вздохни");
в) Открытые, закрытые вопросы.
Если мы разговорили подростка, то первый этап пройден, он начинает говорить, и вот здесь очень важно отслеживать, чтобы нас в диалоге было 10 - 20 % времени, а 80 - 90 % - говорил подросток. У нас позиция принимающего его любого, понимающего любой его абсурд.

2. Рационализация

Эмоции, чувства
Чему учит эта ситуация?
Что "+" находишь в ней?
Пути выхода, план действий
       

Завершающим этапом рационализации является принятие определенного решения. Чем длительнее будет сохраняться неопределенное двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить. Тем труднее восстановить душевное равновесие. Кроме разбора чувств, анализа, настроя на позитивное мышление самое главное в рационализации побуждение к действию, которое в свою очередь выведет человека к решению, необходимому на данный момент.

3. Расслабление.

  • Душ (который приятный для вас в данный момент);
  • Баня (парная, косметический салон);
  • Ванны с добавлением морской соли, хвойные ванны и т.д.;
  • Бассейн;
  • Летом - речка, солнечные ванны, горячий желтенький песочек;
  • Медитация;
  • Горячий чай;
  • Спокойная, классическая музыка;
  • Физический труд - после физической нагрузки идет расслабление (работа в саду, стирка, мытье полов и т.д.);
  • Движения (танец, боксирование груши, подушки и т.д.)
  • Пребывание на свежем воздухе;
  • Снижение психоэмоционального и информационного напряжения (телевизор, компьютер, радио).

4. Переключение - простой и эффективный прием.
Переключение внимания ведет к переключению мыслей;

  •  
    • Не оставаться один на один со своими переживаниями. Всегда в окружении найдется человек, которому можно безбоязненно рассказать возникшую ситуацию "поплакаться в жилетку";
    • Просто встреча с друзьями, любимые песни, вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении;
    • Просто ходьба - идет физическая нагрузка, нормализуется дыхание, ритм, прогулка на природе, слушание птиц, любование цветами - заметить мир вокруг себя. Этот мир постепенно будет оживать, наполняться красками и звуками;
    • Любимая книга;
    • Вязание;
    • Посещение парикмахерской. Французы говорят: "Хочешь улучшить настроение - вымой голову";
    • Творчество (хобби).

5. Поиск ресурса.
Не смотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются. Необходим поиск ресурса.

  • Как ты выходил из подобной ситуации?
  • Кто или что тебе помогло преодолеть это?
  • Мысленная просьба о помощи, обращение к значимому для тебя лицу.
  • Воспроизведение в памяти ситуации успеха (повышение самооценки). Необходимо, чтобы подросток вновь пережил тот прилив сил, когда у него все получалось.
  • Обращение за помощью к Богу (молитва).

6. Структурирование времени подростка.
Если это не расписание дня, то хотя бы план действий на сегодняшний день. Любые неразбериха, беспорядок ("порядок бесов"), бессистемность чревата различными проблемами. Отсутствие режима приводит к праздности, незнанию, чем заняться, что делать, к безволию. Режим организовывает личность.

7. Забота о своем организме.

  •  
    • Прием витаминных препаратов. Благотворное влияние на нервную систему оказывает вся группа витаминов В, а так же употребление изюма, кураги, меда и т.д.
    • Прием антидепрессантов, назначаемых врачом.
    • Ограничить прием возбуждающих напитков (кофе, чай, какао и т.д.)

Необходимо помнить, что человек испытавший депрессию и не принимающий ни каких мер для улучшения своего состояния впадает в депрессию повторно в 50% и из этого числа третий раз впадают в депрессию 90%. С каждым разом организм быстрее и легче входит в состояние депрессии, поэтому почувствовать свое меняющееся состояние необходимо самому, на начальном этапе, принимать соответствующие действия.

8. "Закаливание души" или работа со своим состоянием.
Хочется сделать особый акцент на "закаливание души", т.е. обучать ребенка терпеть невзгоды, скорби, болезни, проживать этот трудный период жизни, учить взаимодействовать с окружающим миром, учить конструктивному выходу из конфликтных ситуаций.

В заключении хочется отметить, очень важное значение имеют спокойные, теплые отношения всех членов семьи друг к другу и, конечно, к ребенку, что создает в доме атмосферу любви. Мы пришли в этот мир научиться любить "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, надеется, все переносит". Конечно, подобное сложное чувство не возникает само собой. Такая любовь - это не столько состояние чувства, сколько состояние воли, оно приобретается путем работы над собой, усилия над собой.
Хочется привести слова молитвы: "Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого."
"Господи, научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая… Научи меня верить, надеяться, терпеть, прощать и любить."

ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, АСТЕНИИ, СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ

Шкала астенического состояния
(ШАС)
создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой

Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к Вашему состоянию в данный момент, обведите кружочком одну из четырех цифр в правой части бланка.

Варианты ответа:
1 - нет, неверно;
2 - пожалуй, так;
3 - верно;
4 - совершенно верно.

1. Я работаю с большим напряжением 1 2 3 4
2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо 1 2 3 4
3. Моя половая жизнь не удовлетворяет меня 1 2 3 4
4. Ожидание нервирует меня 1 2 3 4
5. Я испытываю мышечную слабость 1 2 3 4
6. Мне не хочется ходить в кино или в театр 1 2 3 4
7. Я забывчив 1 2 3 4
8. Я чувствую себя усталым 1 2 3 4
9. Мои глаза устают при длительном чтении 1 2 3 4
10. Мои руки дрожат 1 2 3 4
11. У меня плохой аппетит 1 2 3 4
12. Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании 1 2 3 4
13. Я уже не так хорошо понимаю прочитанное 1 2 3 4
14. Мои руки и ноги холодные 1 2 3 4
15. Меня легко задеть 1 2 3 4
16. У меня болит голова 1 2 3 4
17. Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим 1 2 3 4
18. У меня бывают головокружения 1 2 3 4
19. У меня бывают подергивания мышц 1 2 3 4
20. У меня шумит в ушах 1 2 3 4
21. Меня беспокоят вопросы полового созревания 1 2 3 4
22. Я испытываю тяжесть в голове 1 2 3 4
23. Я испытываю общую слабость 1 2 3 4
24. Я испытываю боли в темени 1 2 3 4
25. Жизнь для меня связана с напряжением 1 2 3 4
26. Моя голова как бы стянута обручем 1 2 3 4
27. Я легко просыпаюсь от шума 1 2 3 4
28. Меня утомляют люди 1 2 3 4
29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом 1 2 3 4
30. Мне не дают заснуть беспокойные мысли 1 2 3 4


Обработка результатов

После заполнения тестового бланка, производится подсчет путем суммирования набранного испытуемым баллов:
От 30 до 50 баллов - "отсутствие астении";
От 51 до 75 баллов - "слабая астения";
От 76 до 100 баллов - "умеренная астения";
От 101 до 120 баллов - "выраженная астения".

Шкала сниженного настроения - субдепресии
(ШСНС)
опросник В. Зунга, адаптирован Т.Н. Балашовой

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружочком одну из четырех цифр в правой части бланка, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время.
Варианты ответа:
1 - нет, неверно;
2 - пожалуй, так;
3 - верно;
4 - совершенно верно.

1. Я чувствую подавленность, тоску 1 2 3 4
2. Утром я чувствую себя лучше всего 1 2 3 4
3. У меня близко слезы 1 2 3 4
4. У меня плохой ночной сон 1 2 3 4
5. У меня аппетит не хуже обычного 1 2 3 4
6. Мне приятно общаться с привлекательными сверстниками 1 2 3 4
7. Я теряю в весе 1 2 3 4
8. Меня беспокоят запоры 1 2 3 4
9. Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4
10. Я устаю без всяких причин 1 2 3 4
11. Я мыслю так же ясно, как всегда 1 2 3 4
12. Мне легко делать то, что я умею 1 2 3 4
13. Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4
14. Я надеюсь на будущее 1 2 3 4
15. Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4
16. Мне легко принимать решения 1 2 3 4
17. Я чувствую, что полезен и необходим 1 2 3 4
18. Я живу достаточно полной жизнью 1 2 3 4
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет 1 2 3 4
20. Меня сейчас радует то, что радовало всегда 1 2 3 4

Обработка результатов

Подсчет баллов производится следующим образом:
сумма ниже 50 баллов - не имеет сниженного настроения;
от 51 до 59 - незначительное снижение настроения;
от 60 до 69 - значительное снижение настроения;
выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
 

Сейчас 75 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5