logo


tel.gif
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.
Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.

  1. Вид (тип) нарушения.
  2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
  3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
  4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Комментарии
Добавить новый Поиск
Юлия  - дети дошкольники с овз   |2016-11-14 21:40:47
Подскажите пожалуйста как в настоящее время необходимо называть адаптированные образовательные программы дошкольного образования.
Какими нормативно-правовыми актами руководствуется комиссия ПМПК отказываясь писать для дошкольников - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушение зрения (слуха)?
Спасибо.
Ирина   |2016-05-11 14:36:39
Ребенок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Анастасия  - "дети-инвалиды" и "дети с ОВЗ"   |2016-05-10 13:10:07
в чем отличаются термины "дети-инвалиды" и "дети с ОВЗ"?
Логопед  - Дети с ОВЗ   |2016-04-21 22:42:24
По закону к ОВЗ относятся только дети с ТНР(тяжёлые нарушения речи)Им организуется государством логопедическая помощь. Статус ОВЗ даёт ПМПК. А это означает, детям с более лёгкими проблемами в речи (ФФНР, дислалия) логопедическая помощь теперь только платная!И все ранее существующие группы для детей с ФФНР должны прекратить своё существование или стать платными!!! Логопедов сокращают.Речевые дети не подготовленными пойдут в школу! А это 100% дисграфия! Грядёт безграмотность!!!Речевых детей с каждым годом всё больше и больше, а денег у родителей всё меньше и меньше!
Элина  - дети с ОВЗ   |2016-02-17 13:52:12
Получили недавно письмо с разъяснением о компенсации на питание. Там такая фраза: "Таким образом дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание..."
Что значит "Имеющие статус"? Кто это статус устанавливает. Недостаточно самого факта инвалидности?
И если можно, приведите примеры заболеваний детей-инвалидов, которые не входят в ОВЗ.
зарина  - овз   |2015-09-27 23:34:12
доброго времени суток. у меня вопрос связанный с понятие ОВЗ. дело в том что я работаю в КЦСОН в отделении социальной помощи семье и детям с ОВЗ, спустя некоторо время из названия отделения убрали слово здоровье. так вот я никак не пойму почему. как мне объснили ОВ-это человек без статуса инвалидности, а ОВЗ это люди и со статусом инвалидности и без. в общем я ничего не понимаю. зачем выделять отдельно группу с названием ОВ, ведь если у человека нет инвалидности, то он здоров? или как?
Татьяна Александровна   |2015-09-28 17:57:44
Здравствуйте, Зарина! В сфере образования, в соответствии с ФЗ "Об образовании" такого разграничения нет и в понятие "дети с ОВЗ" включены и дети-инвалиды, и дети с отклонениями в психофизическом развитии, статус которых подтвержден ПМПК.
ТАТЯНА   |2015-05-24 17:57:14
здравствуйте я из саратова.сына 3 года на днях были в камеди . коллегиальное заключение, статус ребенка ограниченными возможностями здоровья отведен(задержка психического развития (выраженная)) это лечится?у вас моют нас помочь?
денис   |2015-04-14 18:48:31
шг
денис  - дети с плохи развитием   |2015-04-14 18:47:56
мне очень нравиться это сайт
Ирина Александровна Антонова  - Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой пс   |2015-01-26 20:15:14
На какой официальный документ можно сослаться , что это именно дети из этой категории :Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
vivdress formal  - vivdress formal   |2013-04-12 13:25:45
On the internet there are many websites which are selling varieties of wedding dresses for the customers and that too at discounted prices. link:http://www.vivdresses.com Well people can have a look at these different websites with ease that is only by clicking a mouse link:http://www.vivdresses.com/EVENING-DRESSES.html . link:http://www.vivdresses.com/EVENING-DRESSES.html One doesn't need to go to various retail shops and listener to retailer about the quality of dress and how this will suit on them or not. link:http://www.vivdresses.com
Ольга  - Дети с ОВЗ   |2011-11-27 15:36:59
Полезная информация! Спасибо!
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Сейчас 56 гостей онлайн

© ВИАЦ; Кириллова Т.И.; 2009
War 1944 FIFA 14 Grand theft auto in Russia NFS most wanted Russia crysis 3 GTA 5